logo
программа под руководством Б

II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения

(8 — 16 ч)

II четверть посвящена знакомству с Мастером Украшения, т. е. началам декоративной художественной деятельности, но это не сужает разнообразия видов практической работы учащихся.

Эта четверть особенно насыщена нарядными, яркими задани­ями, которые позволяют освоить многие художественные матери­алы.

Мастер Изображения, с которым дети познакомились в I чет­верти, — это Мастер Познания, который учит внимательно вгляды­ваться в жизнь. Мастер Украшения, или Мастер Общения, делает в жизни совсем иное: организует общение людей, помогая им от­крыто выявлять свои роли. Сегодня, например, мы идем в поход, завтра на, работу, потом в гости — и одеждой говорим об этих сво­их ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнава­лах, в театральных постановках. Да и в природе мы отличаем од­них птиц или бабочек от других по их украшениям.

Тема. Мир полон украшений

Знакомство с Мастером Украшения. Украшения всюду вокруг нас — украшена наша одежда, игрушки, наши дома, комнаты, по­суда и т. д.— и везде помогает нам Мастер Украшения.

Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни: вместе с Мастером Украшения рассматриваем формы ле­пестков, тычинки, узорчатые детали разнообразных цветов.

Задание: украшение — роспись цветов-заготовок, вырезанных учителем из цветной бумаги. В конце урока цветы можно собрать (вклеить) в нарисованную на большом листе корзину, а затем использовать эту первую коллективную работу для украшения класса.

Вариант задания: придумай и нарисуй сказочный цветок.

Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага.

Зрительный ряд: примеры украшений, фотографии или слай­ды цветов.

Тема. Красоту надо уметь замечать

Развитие наблюдательности. Приобретение опыта эстетичес­ких впечатлений.

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота узоров в природе. Всматри­ваемся в различные детали: в сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д. Яркая и неброская, тихая и «неожиданная» красота в при­роде, например узоры на различных поверхностях (кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д.).

Тема развивается в серии занятий, которые формируют новые навыки изобразительной деятельности. Происходит начальное ов­ладение новыми техниками и художественными материалами.

Урок 1. Узоры на крыльях

Любуемся красотой бабочек и рассматриваем узоры на их крыльях.

Задание: украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми на уроке.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная -или бе­лая бумага. Возможны графические варианты исполнения задания.

Зрительный ряд: слайды бабочек, коллекции бабочек, книги с их изображением.

Урок 2. Красивые рыбы

Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Не­броская и «неожиданная» красота в природе. С позиций Масте­ра Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и глад­кими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографии. Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.

Задание: украшение рыбки узорами чешуи. Оно выполняется в технике монотипии — цветного или монохромного фактурного отпечатка, который затем дорисовывается одноцветным (черным) фломастером или палочкой с тушью, В данном случае моноти­пия — это цветное пятно в форме рыбы, сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимает­ся рукой) на другом листе. Пятно (приобретает выразительную фактуру.

Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага.

Урок 3. Украшения птиц

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Разнообразие украшений в природе. Различные формы укра­шений. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на фор­му хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер — веселая, быстрая, важная.

Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой раз­ной фактуры.

Задание: изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа.

Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии или слайды различных нарядных птиц.

Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выра­женным игровым, декоративным началом (звон колокольчика, имитация птичьего пения и т. д.).

Тема. Узоры, которые создали люди

Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие ор­наментов. Природные и изобразительные мотивы. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где мы встречаем­ся с орнаментами? Что они украшают?

Задание: придумать свой орнамент — образно, свободно напи­сать красками и кистью эскиз на листе бумаги (не следует де­лать акцент на многократном повторении мотива).

Материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги.

Зрительный ряд: образно-выразительные различные образцы орнаментов.

Тема. Как украшает себя человек

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяи­не. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы расска­зать окружающим, кто ты такой. Кот в сапогах, Золушка, Снеж­ная королева, Снегурочка, Мальвина — мы узнаем их по свойст­венным им украшениям.

Задание: изображение любимых сказочных героев и их укра­шений.

Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с персонажами из­вестных сказок.

Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя.

Музыкальный ряд: песенки сказочных героев.

Тема. Мастер Украшения помогает сделать праздник

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Но­вому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение мате­риала четверти.

Задание: создание праздничного украшения для новогодней елки дома и в классе (изготовление праздничных новогодних гир­лянд); создание карнавальных головных уборов; коллективное панно «Новогодняя елка» (варианты заданий выбирает учитель).

Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть.

Литературный ряд: стихи о Новом годе.

Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик».