logo
программа под руководством Б

IV класс (34—68 ч)

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА

В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

I четверть. Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир

Образ красоты человека

Народные праздники

II четверть. Древние города нашей Земли

Древнерусский город-крепость

Древние соборы

Древний город и его жители

Древнерусские воины-защитники

Города Русской земли

Узорочье теремов

Праздничный пир в теремных палатах

III четверть. Каждый народ — художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры

Японии

Искусство народов гор и степей

Образ художественной культуры Средней Азии

Образ художественной культуры Древней Греции

Образ художественной культуры средневековой Западной

Европы

Многообразие художественных культур в мире (обобщение

темы)

IV четверть. Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство

Все народы воспевают мудрость старости

Сопереживание — великая тема искусства

Герои, борцы и защитники

Юность и надежды

Искусство народов мира (обобщение темы)

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в IV классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представле­ний народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно выражает глубин­ные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде ко­торой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны — они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих куль­тур — богатство культуры человечества. Цельность каждой куль­туры — важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети.

Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явле­ний культуры, приходящих к нему через средства массовой ин­формации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как це­лостную художественную личность.

Художественные представления надо давать как зримые сказ­ки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческо­му мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образно-

му пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда худо­жественного образа.

Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других на­родов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию бо­гатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. За­дачи трудового воспитания органично связаны с художественны­ми задачами. В процессе овладения навыками работы с разнооб­разными материалами дети приходят к пониманию красоты твор­чества.

В IV классе возрастает значение коллективных работ в учеб­но-воспитательном процессе. На уроках должны присутствовать индивидуальные и коллективные формы работы.

Значительную роль в программе IV класса играют музыкаль­ные и литературные произведения, позволяющие создать целост­ное представление о культуре того или иного народа.