I четверть
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА — КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.
ХУДОЖНИК — ДИЗАЙН — АРХИТЕКТУРА.
ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ — ОСНОВА ДИЗАЙНА
И АРХИТЕКТУРЫ (8—16 ч)
Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн как «вторая природа», как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Тема. Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность
плоскостной композиции
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;
3) гармонично сбалансировать композиции из трех — пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.
Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицко-го, К. Малевича.
Тема. Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Задания: 1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;
2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.
Тема. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Задания: 1) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга;
2) создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;
3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.
Тема. Буква — строка — текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Задания: 1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву;
2) создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста.
Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.
Зрительный ряд: журнал «(Как)», № 3; образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.
Тема. Композиционные основы макетирования
в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
2) изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);
3) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;
4) макеты плаката, поздравительной открытки. Материалы: принадлежности для рисования, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.
Тема. Многообразие форм полиграфического дизайна
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Задания: 1) макет разворота или обложки книг;
2) макет разворота журнала.
Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы книг и журналов.
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)