logo
программа под руководством Б

I четверть

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА — КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.

ХУДОЖНИК — ДИЗАЙН — АРХИТЕКТУРА.

ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ — ОСНОВА ДИЗАЙНА

И АРХИТЕКТУРЫ (8—16 ч)

Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функ­циях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архи­тектура и дизайн как «вторая природа», как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современной материально-вещ­ной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие по­лиграфического дизайна, его художественно-композиционные, ви­зуально-психологические и социальные аспекты.

Тема. Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность

плоскостной композиции

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основ­ные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронталь­ная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамиче­ское равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).

Задания: 1) расположить на формате один большой прямо­угольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса мас­сы и поля;

2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоуголь­ник произвольно в любом месте формата, уравновесить компози­цию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;

3) гармонично сбалансировать композиции из трех — пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.

Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицко-го, К. Малевича.

Тема. Прямые линии и организация пространства

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежен­ность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная ос­мысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

Задания: 1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;

2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.).

Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак.

Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.

Тема. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразитель­ность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Задания: 1) введение в черно-белую композицию из прямо­угольников и линий цветного круга;

2) создание композиции из произвольного количества про­стейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или кон­траста;

3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).

Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.

Тема. Буква — строка — текст. Искусство шрифта

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типо­графской строки как элементов плоскостной композиции.

Задания: 1) создание композиции, включающей, помимо пря­моугольников, прямых линий и круга, букву;

2) создание композиции того же содержания, но с заменой ли­нии строкой текста.

Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.

Зрительный ряд: журнал «(Как)», № 3; образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.

Тема. Композиционные основы макетирования

в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стили­стика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;

2) изображение в форме свободного пятна: включение в компо­зицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);

3) изображение как фон композиции: упражнение, где фото­графия является фоном плаката;

4) макеты плаката, поздравительной открытки. Материалы: принадлежности для рисования, бумага, ножни­цы, клей, вырезки из журналов.

Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных откры­ток, книг и журналов.

Тема. Многообразие форм полиграфического дизайна

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляю­щие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.

Задания: 1) макет разворота или обложки книг;

2) макет разворота журнала.

Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов.

Зрительный ряд: образцы книг и журналов.