logo
программа под руководством Б

IV четверть

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (7—14 ч)

Заключительная четверть по изучению изобразительного ис­кусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в боль­шей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об ис­кусстве, но главной задачей изучения искусства является обуче­ние ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Итоговые обобщения материала на уроках могут проходить в формах беседы, дискуссии, могут быть построены в игровых, театрализованных формах. Зрительный материал для восприятия не следует расширять, задачей является систематизация фактиче­ски уже сформированных знаний и представлений.

Однако в течение всей четверти ведется и художественно-прак­тическая деятельность. Это работа над графическими иллюстра­циями к выбранному литературному произведению или создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение реальности и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художест­венного образа и его пластического смысла.

Художественно-творческие проекты

Темы для практической художественной работы в форме про­ектной деятельности (коллективно по группам или индивидуаль­но): «Жизнь в моем городе (селе) столетие назад», «Иллюстра­ции к любимому литературному произведению». Это также мо­жет быть альбом по истории искусства на определенную тему.

Выражение идеи; замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эски­зов и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена уча­щимися дома.

Материал: по выбору учащихся в соответствии с содержани­ем проекта.

Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Слово и изображение. Искусства временные и пространст­венные.

Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыс­лы литературного произведения, стиль автора, настроение и ат­мосферу произведения, а также своеобразие понимания его лич­ностью художника, его отношение к предмету рассказа. Извест­ные иллюстраторы книги.

Задание: выбрать литературное произведение и ряд интерес­ных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирова­ния материал (характер одежды героев, характер построек и по­мещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также Г. Доре, О. Домье.

Тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Конструктивное начало — организующее начало в изобрази­тельном произведении. Композиция как конструирование реально­сти в пространстве картины. Построение произведения как цело­го. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Активное конструирование художественной реальности в бес­предметном или абстрактном искусстве начала XX века.

Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.

Декоративное значение произведений изобразительного искус­ства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.

Задание: конструктивный анализ произведений изобразитель­ного искусства.

Зрительный ряд: примеры знакомых произведений.

Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «худо­жественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного ис­кусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоци­ональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представ­лений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его вре­мени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура вос­приятия как умение построить в себе личностные зрительские пе­реживания. Произведения искусства — звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыду­щим урокам произведениям.

Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как ху­дожественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готичес­кий стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и класси­цизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.

Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Зрительный ряд не выходит (или почти не выходит) за пре­делы уже известных по предыдущим занятиям произведений.

Тема. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной иници­ативы художника. Направление в искусстве и творческая индиви­дуальность художника.

Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.

Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках. Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Рус­ский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная гале­рея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополи­тен в Нью-Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в зна­чительной степени повлияли на представление народа о ценнос­тях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

Знания о российских музеях должны быть дополнены знаком­ством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Главным содержанием занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой куль­туре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.

Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее зна­чении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразитель­ном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жа­нрах, мифологической и библейской темах в искусстве); - о процессе работы художника над картиной, о смысле каж­дого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произве­дения, о композиционном построении произведения, о роли фор­мата, о выразительном значении размера произведения, о соотно­шении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его ме­тафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении зна­чительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусст­ва в понимании вечных тем жизни, в создании культурного кон­текста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразитель­ного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобрази­тельного искусства на исторические и библейские темы в евро­пейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX сто­летий.

Учащиеся должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе, о содержатель­ных изменениях картины мира и способах ее выражения, о су­ществовании стилей и направлений в искусстве, о роли творчес­кой индивидуальности художника;

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественны­ми событиями пути российского и мирового изобразительного ис­кусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и дви­жений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и леп­ки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образно­го видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чут­кость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательно­го материала, формирование авторской позиции по выбранной те­ме и поиски способа ее выражения;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.