I четверть
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ (9—18 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям — помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы внимательно разглядеть, луч-ше не просто смотреть, но и рисовать то, что рассматриваешь. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли деятельности изображения в жизни людей, в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. Открытием четверти является и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем тоя нужно учиться, и Мастер Изображения учит нас этому.
Задачей Мастера является и обучение детей первичному от ту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться в последующих классах.
Тема. Изображения всюду вокруг нас
Вводный урок, урок-знакомство. Везде: дома, на улице, в школе - нам встречаются различные изображения, которые сделали
художники. Знакомство с Мастером Изображения, который помогает нам рисовать, лепить. Обучающее рассматривание выставки детских работ.
Первое задание имеет диагностическую направленность — оно помогает выявить уровень и характер дошкольной подготовки учеников.
Задание: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать.
Вариант задания: детям предлагается изобразить большое радостное солнце на весь лист бумаги.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для учителя.
Зрительный ряд: работы учащихся I—IV классов, различные по сюжетам, жанрам, художественным материалам.
Тема. Мастер Изображения учит видеть
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Знакомство с понятием «форма».
Сравниваем по форме разные листья — круглые, длинные, треугольные. Рассматриваем прожилки — каждый лист похож на маленькое дерево со стволом, кроной, ветками. Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме.
Задание: изобразить сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья.
Материалы: аппликация из цветной бумаги (возможно — обрывная), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: живые осенние листья, разные по форме.
Вариант задания: изображение животных — чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Материалы: фломастеры или цветные карандаши, или мелки, бумага.
Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.
Музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных». Литературный ряд: стихи про зверей, про их носы и хвосты.
Тема. Изображать можно пятном
Овладение первичными навыками изображения на плоскости, пятно — одно из главных средств изображения. Развитие воображения и аналитических возможностей глаза.
Тень - пример пятна в реальной жизни; по тени можно знать ее хозяина. Присмотреться к разным пятнам (мох на камнях, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.) и постараться увидеть в них какие-либо изображения. В этом поможет мастер Изображения. Сравнить, какие бывают у зверей уши, хвосты, лапы, усы (они потребуются, чтобы дорисовать пятно).
Навыки работы на уроке с кистью, краской (одна банка) и водой. Методический прием «Сказка про кляксу» (см. учебник).
Задание: превратить произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, усы, т. е. то, что необходимо.
Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.
Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных; теневой театр; фотографии животных и примеры пятен вокруг нас, которые можно дофантазировать.
Тема. Изображать можно в объеме
Объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Примеры выразительных объемов, которые заметил Мастер Изображения (пни, камни, коряги, сугробы и др.), похожие на кого-то. Развитие воображения и аналитических способностей глаза, поэтического видения.
Сказка Мастера Изображения про превращения камешков является методическим приемом для обучения видению целостной формы (см. учебник). Лепка от большой формы (превращения комка пластилина) способами вытягивания и вдавливания.
Задание: превратить комок пластилина в птицу или другую зверушку — лепка; посмотреть и подумать, на что похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и т. д.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.
Тема. Изображать можно линией
Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе.
Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».
Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам, линейная графика, фотографии линейных мотивов в природе.
Музыкальный ряд: песенки про детей.
Литературный ряд: веселые стихи с развитием действия.
Тема. Разноцветные краски
Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение навыками организации рабочего места.
Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками. Навыки работы на уроке с кистью, краской (одна банка) и водой. Методический прием «Сказка про кляксу» (см. учебник).
Задание: превратить произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, усы, т. е. то, что необходимо.
Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.
Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных; теневой театр; фотографии животных и примеры пятен вокруг нас, которые можно дофантазировать.
Тема. Изображать можно в объеме
Объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Примеры выразительных объемов, которые заметил Мастер Изображения (пни, камни, коряги, сугробы и др.), похожие на кого-то. Развитие воображения и аналитических способностей глаза, поэтического видения.
Сказка Мастера Изображения про превращения камешков является методическим приемом для обучения видению целостной формы (см. учебник). Лепка от большой формы (превращения комка пластилина) способами вытягивания и вдавливания.
Задание: превратить комок пластилина в птицу или другую зверушку — лепка; посмотреть и подумать, на что похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и т. д.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.
Тема. Изображать можно линией
Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе.
Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».
Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам, линейная графика, фотографии линейных мотивов в природе.
Музыкальный ряд: песенки про детей.
Литературный ряд: веселые стихи с развитием действия.
Тема. Разноцветные краски
Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение навыками организации рабочего места.
Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками.
Задание: проба красок — создание красочного «коврика». Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает.
Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.
Тема. Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств как бы невидимый. Не следует очень усложнять задание: дети легко отмечают, что голубое более грустное, чем розовое, и что кисточка, когда рисует, то как бы танцует весело или плавно и т. д.
Задание: изобразить радость и грусть (изображение цветом и ритмом может быть беспредметным).
Вариант задания: нарисовать музыку — создать образы контрастных по настроению музыкальных пьес.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
Тема. Художники и зрители (обобщение темы)
Начальное формирование навыков восприятия.
Выставка детских работ за четверть — дети были художниками, а теперь стали зрителями. Зрители должны уметь понимать работу художников.
Дети становятся зрителями произведений искусства. Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.
Зрительный ряд: В.Ван Го г. Подсолнухи, Н.Рерих. Заморские гости, В.Васнецов. Богатыри, П. Кончаловский. Сирень, М.Врубель. Царевна-Лебедь.
Рекомендуется посетить художественный музей.
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)