logo
программа под руководством Б

IV четверть

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7—14 ч)

Знакомство с современным выставочным декоративно-при­кладным искусством и создание коллективной работы в материа­ле для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или па­раллелью классов, работающих по данной теме. Учитель высту­пает здесь в роли режиссера и главного художника.

Тема. Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, ме­талл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников.

Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народ­ного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древ­них образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.

Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.

Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; фотографии с изо­бражением декоративных панно, выполненных по мотивам народ­ного искусства.

Тема. Ты сам — мастер

декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реа­лизации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) тре­бует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз бу­дущей работы в натуральную величину. Общая композиция де­лится на фрагменты (которые выполняются отдельными ученика­ми), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися реша­ет, учитывая реальные условия, из какого материала будут выпол­няться декоративные работы.

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ 1 учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно 1 организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (тради­ционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множествен­ность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выпол­нении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Евро­пы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искус­ства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные компо­зиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (макра­ме, батик, роспись и т. п.).