II четверть
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (8—16 ч)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.
Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры как объемно-пространственного художественного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.
Тема. Объект и пространство.
От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка — вертикаль, круг -цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);
2) баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник — 1 параллелепипед);
3) баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).
Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водоэмульсионная краска.
Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.
Тема. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта;
2) построение трех уровней рельефа;
3) добавление архитектурного объекта в виде двух-трех параллелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетания объектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.
Материалы: картон, бумага, малоформатные объемы (коробочки, баночки и пр.), карандаш, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».
Тема. Конструкция: часть и целое.
Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3 — 4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века».
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Задания: 1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;
2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановотой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
Тема. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.
Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи.
Задания: 1) аналитическое упражнение — исследование формы вещей по предложению учителя;
2) проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);
3) создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция — композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни).
Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.
Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну.
Тема. Роль и значение материала в конструкции
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Задания: 1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функций);
2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фактурных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки и др.).
Материалы: принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций.
Зрительный ряд: Колдер. Мобили, журнал «Дизайн-1», № 20 («Фонтаны Стравинского»), фотографии инсталляций из журналов.
Тема. Цвет в архитектуре и дизайне
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на-
хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Задания: 1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;
2) введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски);
3) цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.
Материалы: белая и цветная бумага, вырезки из журналов, гофрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пе-нягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Татлин. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)