logo
Развитие и культурные корни аэрографии

1.5 История аэрографии 20-60-е годы ХХ столетия

Новейшая история аэрографии ознаменована бурным ростом и развитием. Искусство аэрографии продолжало широко распространяться и в 20-60-е годы: появилось много новых красок и красящих составов, что позволило быстрее эволюционировать. Аэрография стала применяться для создания живописного полотна, ретуширования фотоснимков. Немного позже данное искусство было использовано в моделизме и таксидермии, текстильной промышленности и дизайне, боди-арте, росписи сувениров и игрушек. Отдельным направлением аэрографии становится художественная роспись автомобилей и мотоциклов, а также иной техники.

Благодаря идеальности линий и эффектов, возможности мельчайшего распыления, достигаются объем рисунка, глубина и фактурность, плавные переходы цвета, что сделать простой кистью на идеально ровной поверхности просто не возможно. ХХ столетие ознаменовалось быстрым развитием аэрографии. Искусство «воздушной кисти» захватывает все большее количество областей применения. С помощью аэрографа стали рисовать афиши, объявления, плакаты, журнальные иллюстрации, а также фоны для анимационных фильмов (студия Walt Disney). Студия «Walt Disney» использовала аэрокисть при создании фонов в различных анимационных фильмах, а уже в 1940 году аэрограф был использован при создании мультипликационного фильма «Пиноккио». С этих пор "воздушная кисть" играла большую роль в создании различных кинолент.[40]

До 1920 года аэрография и аэрограф применялись для ретуширования черно-белых снимков. В частности, в 1917 году Ман Рей уже применяет аэрокисть не только в художественном искусстве, но и в фотографии. Начиная с 20-х годов, сфера использования аэрографа расширилась за счет развития рекламы. Аэрографию применяли для изготовления плакатов, афиш, рисунков в журналах. Популярность ее объясняется тем, что с помощью воздушной кисти можно было создать изображение с фотографической точностью. Неоспорим и тот факт, что искусство аэрографии оценили и гоночные автомобилисты.

Некоторые музеи аэрографии содержат интересные документы прошлых лет. Примером таких артефактов являются два бюллетеня Паше 1929 и 1930 годов, которые до сих пор хранятся в музее аэрографии США в Чикаго. Интересен тот факт, что именно в этот период Джейнсом Паше был запатентован аэрограф-ластик, который распылял тонкий слой абразивного порошка для удаления или высветления нанесенного изображения. Это позволило корректировать уже созданные рисунки.[9]

На сегодняшний день есть несколько интересных историй о том, как аэрография трансформировалась в живопись. В 1936 году лидер американских авангардистов Джон Полак путешествовал с другом. Во время переезда автомобиль Полака сломался, после чего машину оттащили в мастерскую. Там Джон увидел, как маляр окрашивал автомобиль с помощью распылителя. Художник выкупил у маляра пистолет и компрессор, отвез все это к себе в мастерскую, где при помощи новой «кисти» стал рисовать картины. Теперь эти работы можно увидеть в Нью-Йоркском Метрополитен музее.

В этот же период в США стали появляться автомобили с рисунками на панелях. Изначально, это были несложные изображения, состоящие из двух-трех цветов (орлы, языки пламени, лошади) где в то время прменяли технику пинстрайпинга.

В ином случае, рисунки или надписи просто содержали полезную информацию, например, номера на кузове гоночных авто. Немногим позже, на борта гоночных машин стали наносить названия и логотипы фирм-спонсоров, или изображения кубков и наград данного авто. Аэрография как искусство совершенствовалась, и обычные наброски сменились целыми картинами высокого качества.

Следующая ступень эволюции спортивной аэрографии представляла собой художественные изображения, выдержанные в пространстве, как бы живые. Это были различные символы, огненные вспышки или стремительные животные и птицы.

Развитие аэрографии стремительно продолжалось. Не смогли повлиять на распространения этого вида искусства ни ужасы войны, ни полный переворот ценностей человечества. Эволюция аэрографии продолжалась и в 60-е годы. В это время появились модернистские течения, которые призывали к отказу от традиций живописи, новые взгляды на мир приносили новые веяния в искусство. Это уже не было то искусство, о котором говорилось в начале ХХ столетия, широко приветствовалось использование новых стилистических и художественных форм. В связи с популярностью музыки, а также распространением рекламы аэрограф сыграл главенствующую роль в распространении культуры поп-арта.[11]