logo
Развитие и культурные корни аэрографии

1.7 Аэрография в России

аэрография художественный керамика стекло

В России аэрография как вид искусства появилась лишь в 90-е годы ХХ столетия. Изначально данная техника имитировалась наклейками с изображениями орлов, змей или стремительных животных. Иногда в жертву приносились частные автомобили, которые раскрашивались под зебру или черепаху, жирафа. Однако это была просто кисть. Немногим позже появились умельцы, которые с помощью краскопульта и трафарета стали изображать драконов, орлов, фантастических персонажей. Параллельно с развитием автомобильной аэрографии стало развиваться граффити.[24]

К сожалению, цветовой баланс в изображениях, созданных аэрографом, был достигнут не сразу. Безусловно, российская аэрография прошла весь путь совершенствования в довольно короткие сроки. Немногим позже мастера-аэрографики стали большое внимание уделять поверхности, на которую планировалось наносить изображение. Признаком высокого искусства всегда было и остается создание единого гармоничного образа. Это возможно только при условии, что учтены форма, линии и изгибы поверхности.

Ни у кого не вызовет сомнения, что известнейшим и авторитетнейшим в России мастером автомобильной «гжели» является Ильнур Мансуров. Из почти 16-ти летнего стажа работы с аэрографом художник последние 7 лет работает именно с различной техникой, в том числе и автомобилями. Ильнур Мансуров уверен, что талантливый мастер может превратить в произведение искусства что угодно: мобильный телефон, сноуборд, шлем, мотоцикл и даже самолет. Большое внимание мастер уделяет реальности отображения объема и светотени. Будучи по образованию дизайнером-конструктором, Ильнур гармонично сочетает саму идею индивидуальности с дизайном и формой авто.

Известными российскими художниками-аэрографиками являются также Айдар Валеев и Борис Кудряшов. Айдар Валеев - член Союза художников России с 1998 года, активный представитель творческого объединения «Чингизхан». Как современный художник-аэрографик, он сотрудничал с дизайнерскими фирмами: «АМ-Стиль», «Оптимус», «Мозер моторс» и другими. Кроме того, Айдар Валеев является членом «Объединения российских художников аэрографии».

Кудряшов Борис Борисович - один из первых основателей аэрографии в России. До 1977 года Борис прошел путь от художественного дизайна до частной мастерской по созданию художественной керамики и фарфора. Борис Кудряшов стал создателем первой в России школы аэрографии уже в 2000 году. Им была разработана авторская техника в рамках аэрографического искусства.

В России с 2007 года при поддержке «Объединения российских художников аэрографии» проводится ежегодный конкурс "Мастер аэрографии», на котором выбираются самые искусные, самые неординарные работы. Пройдут годы, и эти работы, равно как и их творцы, впишутся нестираемыми строками в историю аэрографии.[4]

Вывод

История аэрографии многогранна и неоднозначна. Возникновение искусства аэрографии уходит своими корнями в глубокую древность, оно сравнимо с самыми ранними артефактами и тайной происхождения человечества. Техника изображения на древних рисунках напоминает способ передачи изображения с помощью «воздушной кисти». Сродни художественному искусству, аэрография имеет свои истоки, поскольку является примером импрессионизма и открытой экспрессии, а точнее выражением внутреннего мира человека в частности и человечества в целом.[36]