logo
Сильвестр Щедрин

а. Реальная природа

В основе классического пейзажа конца XVIII - начала XIX века лежала реальная природа, но точное ее воспроизведение на полотне не допускалось, так как она считалась грубой, далеко несовершенной, недостойной истинно "высокого" произведения искусства. Прекрасной ее должна была сделать рука и фантазия самого художника - он изменял, идеализировал натуру в соответствии с установленными классицизмом канонами красоты.

Победоносное завершение отечественной войны 1812-го года возвеличило роль простого народа, героя-победителя; вместе с интересом к его жизни и быту пробуждается интерес и к природе, которая его окружает. Меняется отношение к ней передовых художников. Они стремятся доказать своим творчеством, что действительно прекрасное заключается в естественной объективно существующей природе, что "облагораживания" классицизма только портят представление о ней и приводят к появлению штампованных пейзажей однообразной "красивости". Это было нелегкой задачей, и по-настоящему справиться с лей мог только крупный мастер с ярким незаурядным талантом, каким и явился Сильвестр Щедрин. Он первый открыл и живо передал в своих произведениях реальную, конкретную красоту окружающего нас мира - и в этом его большая заслуга.

б. Поклонение натуре

Первые картины художника ("Вид с Петровского острова" и "Вид с Петровского острова на Тучков мост") исполнены в целом в манере классицизма с присущей этому стилю условностью в цвете и композиции.

Но в отдельных деталях проявляется уже черта, ставшая потом определяющей для всего творчества пейзажиста, это тяга к реальности, правдивости изображения.

Поклонение натуре, стремление до тонкостей изучить природу приводит молодого художника на первых порах к буквальному копированию отдельных ее деталей, к созданию своеобразных "портретов" природы. Это касается ранних пейзажей итальянского периода, таких как: "Колизей", "Водопад", "Вид в Тиволи", "Водопад в Тиволи" и др. Верность натуре в них - безупречна, но ни один из них не представляет собой целостного пейзажа-картины: мешает этому некоторая необъединенность, разрозненность точно скопированных деталей.

Стремление к обобщению заметно в "Старом Риме", но от пейзажа еще веет классицистической холодностью.

Серия картин "Новый Рим" (один и тот же мотив, повторенный художником при различном освещении до десяти раз) является этапной в творчестве Щедрина и представляет большой интерес для развития пейзажной живописи в целом.

Прежде всего, по-новому трактуется сам сюжет: художника интересует уже не великолепие классических руин, а современный город, живущий полной и яркой жизнью, шумный Рим с его энергичными обитателями. Рыбачьи лодки на воде с людьми, высокие суровые стены жилых домов - вот первый план, а "старый" Рим (замок св. Ангела и собор св. Петра) перемещается в глубину и становится своеобразным фоном - самостоятельно красивым и значительным.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4