1.1 История возникновения первого современного музея
Ведущий специалист в области музееведения А.М. Разгон отмечает: «Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных методов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях». При этом под музейным предметом понимается «извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации, аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью - частью национального достояния».
В принятом в 1996 г. Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» записано: «Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций».
Наконец, в «Музейной энциклопедии» отмечено: «Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов».
Аналогичные определения устоялись и в мировой музейной практике. В 1974 г. Международный совет музеев - ИКОМ - принял такое определение музея: «Музей - постоянное некоммерческое учреждение, признанное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».
Это же определение повторено в «Кратком курсе музеологии», составленном по поручению ИКОМ в 1983 г. К. Лапэром: «Музеи - общественные учреждения культуры, не преследующие коммерческих целей, обладающие незыблемым статусом и не могущие быть упраздненными по желанию, какого либо лица. Коллекции музеев носят научный характер и доступны для ознакомления посетителями в определенных условиях вне всякой расовой, социальной, культурной дискриминации».
Слово «музей» происходит от греческого mouseion, что означает «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное значение.
Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотрудники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году нашей эры.
В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.
Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени были часто показаны произведения искусства, захваченные во время войн.
Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.
С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция - Shosх-in, со временем сложилась в храме в Нара.
В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом, сокращались или пополнялись запасники и хранилища.
В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию во Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского - cabinet: соседняя комната). Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII - началу XVIII века приняли общественный характер.
Все самые известные музеи мира возникли на основе частных коллекций и собирательской страсти конкретных персон. В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.
Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.
- Введение
- 1. Музей как социально-культурный институт
- 1.1 История возникновения первого современного музея
- 1.2 Развитие музейного дела в России
- 1.3 Классификация музеев и их особенности
- 1.4 Характеристика основных направлений работы музеев
- 1.4.1 Научно-исследовательская работа музеев
- 1.4.2 Научно-фондовая работа музеев
- 1.4.3 Экспозиционная работа музеев
- 1.4.4 Культурно-образовательная деятельность музеев
- 1.5 Проектный подход в музейной деятельности и его особенности
- 1.6 Нормативно-правовое регулирование
- 2. Анализ реализации музейных проектов на примере ФГБУК «Государственный Русский музей»
- 2.1 Анализ этапов создания и развития Русского музея
- 2.2 Русский музей в современном мире
- 2.3 Анализ основных направлений деятельности Русского музея
- 2.3.1 Экспозиционная деятельность, организация выставок