logo
Анализ реализации и роли музейных проектов на примере Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Русский музей"

1.5 Проектный подход в музейной деятельности и его особенности

Одной из выразительных тенденций современной культуры является идеология проектирования. Проект как дискретная форма организации деятельности, направленной на достижение заранее намеченного результата, сегодня широко востребован. Большую популярность обрело само слово «проект», привлекаемое для обозначения фактически всего.

Проект - распространенное явление современной музейной культуры России. «Проектом» называется и открытие нового музея, музейного здания, масштабная реэкспозиция, и отдельные акции, выставки, показы, и обед в залах музея, и рекламная развеска фотографий экспонатов на улицах города... Значение термина предельно широко и размыто.

В теории проект всегда характеризует наличие четких временных рамок, границ его начала и завершения. На практике у проекта сложные отношение со временем.

Финансовая сторона вопроса играет ключевую роль в современной проектной деятельности. Для проекта важно строгое планирование и учет ресурсов. «Освоение денег» происходит именно в процессе реализации проекта, а не по его завершению. Поэтому музеи заинтересованы в его продолжении и повторении.

В системе художественной культуры музей - учреждение, деятельность которого регулируется и контролируется законодательно. Согласно официальным документам, проект - особая форма организации деятельности, позволяющая учреждениям культуры привлекать альтернативные ресурсы, осуществлять децентрализованные культурные контакты, налаживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. Проект законодательно поддерживается как эффективная современная модель управления в сфере культуры.

Работа над проектами призвана активно дополнить уже существующую систему управления музеями и дать возможность реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи.

Причина государственного внимания к проектной деятельности связана с осознанием того, что «в процессе децентрализации некоторые ключевые направления деятельности музеев, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса». Государство своевременно не сформировало систему ее внебюджетного финансирования, условий для инвестирования со стороны частного капитала. На проектно-ориентированное управление сегодня возлагаются надежды как на универсальный механизм привлечения необходимых ресурсов в сферу культуры. Предполагается, что оно обеспечит привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны частных инвесторов, способствует развитию коммерческой деятельности музеев, обеспечит контроль за расходом средств.

В России уже несколько лет успешно развивается музейное проектирование, идущее по всем основным направлениям. Можно наметить и типологию музейных проектов.

Трансмузейный проект - крупный художественный форум, привлекающий к участию музей или несколько музеев наряду с другими институциями (библиотеки, концертные и выставочные залы, образовательные учреждения, коммерческие структуры и т.п.). Как правило, такого рода проекты посвящены значимым юбилеям, государственным праздникам или «теме года», проводятся под патронажем государственных структур. В трансмузейных проектах, музей выступает одной из многих площадок, по которой «прокатывается» большое государственное дело.

Интермузейный проект - мероприятия, объединяющие ряд музеев и направленные на поддержку именно музейной культуры, адаптацию музея к новым социальным условиям, формированию межмузейного диалога. Некоторые из них так же координируются властями. Это крупнейшие проекты России: организационный (Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей») и информационный (портал «Музеи России»). Отечественные события этого ряда: конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Детские дни в Петербурге», акция «Ночь музеев». Названные музейные проекты отличаются по масштабу и ресурсам, ориентированы на разные аспекты музейной жизни и безусловно оказывают на нее активное влияние.

Музей как проект. Открытие нового «своего» музея - особо привлекательный и амбициозный проект. Современная российская экономическая ситуация последних лет дает активное развитие таким инициативам. В основе такого нового музеетворчества может лежать личная коллекция, творчество художника или просто желание, «воля к музею» частного лица. Примеров множество, личный музей фактически тенденция современной культуры. Особо показательный проект ? прижизненный музей художника. Такой музей становится своеобразным новым жанром пространственных искусств, по сути, замещая потерявших в последнем столетии свою самостоятельность автопортрет или жанр мастерской художника.

Проект в музее. Это основная доля осуществляемых сегодня музейных проектов. Как правило, в рамках внутримузейных проектов идет обновление и расширение традиционных форм музейной работы. Когда к обычным музейным делам добавляются новые технологии, методики и организационные форматы ? эта деятельность осмысляется как проект. Также «проект» возникает, когда в пространстве музея экспонируется новое, не привычное для него искусство.

Особое внимание привлекают, конечно, крупные, смелые по замыслу проекты ведущих музеев страны. Самым обсуждаемым стал проект «Эрмитаж 20/21». Фактически он являет собой отдельный тип проекта ? «музей в музее». Сегодня в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» показан ряд неоднозначных, спорных, но и очень значимых выставок.

Иерархию музейных проектов завершает «Экспонат как проект». Экспонат ? музейная единица. Когда экспонат становится «проектом», происходит разрыв этой связи. «Экспонат-проект» не стремится к структурному единству с музеем, напротив, он активно нарушает, переиначивает музейное пространство. Итак, последние десять лет в России официально ведется достаточно весомое число проектов социокультурной направленности с участием музеев, для музеев, в музеях. Крупные проектные инициативы за многие годы работы фактически превратились в устойчивые институции, более стабильные и состоятельные, чем сами музеи, поддерживать которые они были призваны.