logo
Анализ реализации и роли музейных проектов на примере Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Русский музей"

1.3 Классификация музеев и их особенности

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается около 2 тысяч музеев, из которых 86 - федеральные. Для многих государственных музеев новый период развития отечественного музейного дела обернулся своего рода «идейным кризисом» и неспособностью многих из них вписаться в новые условия: по данным Министерства культуры РФ только 29% российских музеев имеет собственную концепцию развития и всего 8% из них составляет бизнес-планы.

В настоящее время музеи можно классифицировать: по масштабам деятельности; по форме собственности; по административно-территориальному признаку, кроме того, существует классификация по типам. (Рисунок 1).

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства.

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы.

В последнее время в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра.

Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях.

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и других учебных заведениях, иногда при ведомствах (особенно военизированных: таможня, МВД, где есть необходимость выработки у сотрудников особых навыков).

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности - организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Рис.1. Классификация музеев