logo
Анализ реализации и роли музейных проектов на примере Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Русский музей"

2.2 Русский музей в современном мире

музей проектный экспозиционный виртуальный

В настоящее время Русский музей размещается в четырех дворцах (Михайловском, Строгановском, Мраморном и Михайловском (Инженерном) замке), имеющих исключительную историко-художественную ценность. Последние три из перечисленных зданий были переданы музею в 1989-1994 годах в аварийном состоянии. В 1998 году в состав музейного комплекса вошли Михайловский сад и 2 сквера у Михайловского (Инженерного) замка. В декабре 2002 года Русскому музею был передан знаменитый комплекс "Летний сад и Дворец-музей Петра I" с входящими в него объектами. Общая площадь территории музея в настоящее время составляет почти 30 га.

Полное официальное наименование у музея - Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Русский музей», сокращенное - Русский музей.

В своей деятельности Русский музей руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами, а также Уставом.

Вышестоящей организацией является Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 января 2005 г. №5-р. (Рисунок 2)

Русский музей является научно-методическим центром художественных музеев России. В его ведении находится 258 музеев, для которых научные сотрудники Русского музея разрабатывают рекомендации, в том числе в области эффективного функционирования музейных комплексов в условиях конкурентно-рыночной среды, ценностей переориентации общества и изменений в системе государственного финансирования учреждений культуры.

Музей представляет собой сложную разветвленную систему, которая состоит из отделов, секторов, подразделений и служб (см. Приложение 1).

В Уставе музея говорится, что Государственный Русский музей является некоммерческой организацией, осуществляющей культурную, образовательную и научную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. (Рисунок 3). Вся деятельность музея основана на проектном подходе, где задействованы специалисты всех секторов и отделов, а также взаимодействуют различные музеи и другие учреждения культуры с привлечением коммерческих организаций.

Рис.2. Подчинение Русского музея Министерству культуры РФ

Осуществляя научную деятельность, первостепенными являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы, способствующей постоянному пополнению фондов, максимально продолжительному и эффективному использованию собранных материалов.

Специалисты Русского музея состоят в творческом сотрудничестве с работниками других музеев, в результате этого они создают немало научных работ.

Многие научные исследования осуществляются коллективно усилиями отделов и секторов, а для разработки конкретных проектов формируются временные коллективы в виде проблемных групп. Также в музее существуют специальные научно-исследовательские структуры.

Вся деятельность музея прямо или косвенно опирается на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранение. Поэтому научные исследования являются необходимым условием нормального функционирования музея.

Все научные подразделения музея работают с фондами, и эта работа ориентирована на сохранение, исследование и использование музейных предметов. Их охрана начинается уже на этапе выявления в среде бытования и составляет суть комплектования фондов. На стадии отбора предметов начинается и процесс их изучения, цель которого - установить, имеют ли они музейную ценность.

Рис. 3. Структура основных видов деятельности музеев

Приобретенные предметы фиксируются в документах музея как государственная собственность. Таким образом, осуществляется их юридическая охрана - учет фондов. Он проводится на основе дальнейшего изучения музейных предметов, поскольку только научные данные о них, зафиксированные в учетной документации, позволяют соотнести запись и конкретный предмет.

Основной фонд Русского музея имеет тенденцию к постоянному увеличению единиц хранения, это происходит за счет постоянных приобретений, даров и других поступлений. (Рисунок 4). Ежегодно музейный фонд увеличивается на 0,25% (примерно на 1050 единиц хранения)

Рис. 4. Состояние музейного фонда на начало 2010 - 2012 гг.

В музее существует система фондов открытого доступа, целью которого является: обеспечение возможности доступа зрителей и специалистов к музейным фондам без ущерба для безопасности и сохранности коллекций.

В настоящее время Русский музей уделяет особое внимание культурно-образовательной деятельности, так как со временем все большее значение стала приобретать социальная функция, не смотря на то, что традиционные функции музея - хранить, реставрировать, изучать и демонстрировать посетителям культурное наследие. Постепенно в сознании общества музей трансформируется из места, где демонстрируются различные экспонаты, в место проведения полноценного досуга. Привлечь посетителей разного возраста, сделать экспозиции более наглядными и захватывающими - одна из задач, которая сегодня стоит перед музеем. Для решения этой задачи необходим постоянный поиск путей оптимизации системы управления и организации музейной работы.

Просветительская и образовательная деятельность Русского музея осуществляется на материале уникальной коллекции национального изобразительного искусства и имеет давние традиции, начало которым положено в 1928 году, когда было образовано бюро просветительской работы. Концепция просветительской деятельности Русского музея заключается в междисциплинарном, комплексном подходе к решению проблемы совместными усилиями искусствоведов, социологов, психологов, художников, педагогов.

За последние десятилетия сфера просветительской и образовательной деятельности музея значительно расширилась, она проявляется в таких формах как разовые экскурсии и экскурсионные циклы для всех категорий посетителей (дошкольники, школьники, студенты, взрослые, иностранные посетители), лекции, занятия в студиях, кружках, творческих группах, музыкальные вечера, музейные праздники.

С каждым годом музей посещают все больше человек (Рисунок 5). Эффективность деятельности музея, одним из показателей которой является количество посещений в 2010 году, возросла на 3,6% по сравнению с 2009, а в 2011 на 2%.

Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую и взрослую, а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями и т.д.). Русский музей осуществляет работу сразу по нескольким отраслям; разнообразие программ для различных групп посетителей.

Таким образом, экскурсионно-лекционным отделом в 2011 году было проведено:

· 21 260 обзорных, тематических экскурсий и цикловых занятий на постоянной экспозиции и временных выставках;

· прочитано 195 лекций;

· организовано 183 лекции и творческие мастерские в детских садах, школах, военных училищах и других организациях.

· 449 благотворительных экскурсий для детей-инвалидов, воспитанников детских домов и интернатов, кадетов Суворовского и Нахимовского училищ, военнослужащих и членов их семей, сотрудников МЧС и МВД России, ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда. Из них 56 экскурсий по выставке ландшафтного дизайна «Итальянский полдень» IV Международного фестиваля «Императорские сады России» в Михайловском саду.

Рис.5. Численность посетителей музея в период с 2009 по 2011 год.

Также было разработано:

Ч 17 лекционных циклов, таких как «Города и музеи мира», «Сады Русского музея: из прошлого в будущее»;

Ч Разработана программа «Мой Петербург» (История Санкт-Петербурга в русском изобразительном искусстве XVIII-XX веков) в рамках программы Правительства Санкт-Петербурга «О гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитании культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы».

Более 3 000 детей, подростков, студентов занимаются в студиях и клубах Русского музея. Более 900 учащихся высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, членов Студенческого клуба, принимают участие в творческих мастерских, семинарах, конференциях. Для членов «Клуба любителей русского искусства», объединяющего около 220 слушателей пожилого возраста, организуются встречи с ведущими специалистами Русского музея, деятелями науки и культуры Петербурга.