Введение
Русская икона органически связана многими нитями преемственности с византийским искусством. Уже с конца X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда еще не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите её притяжения, но постепенно веками накапливаемые местные черты перешли в новое качество, отмеченное печатью национального своеобразия. Бережно сохраняемые основные иконографические типы, унаследованные от Византии, незаметно трансформируются, наполняясь новым содержанием, менее аскетическим и суровым. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.
Андрей Рублёв и Феофан Грек жили и работали на рубеже XIV и XV вв. Огромная страна обессилена удельными междоусобицами. Тяжело гнетёт монгольское иго, угрозы разорительных нашествий с Востока и Запада. Уже делаются первые шаги на пути к объединению, и это дает русским перевес на поле боя. Уже выявилась сердцевина, к которой тяготеют народные силы. Слово «Москва» начинает призывно звучать по стране, и связано это было, помимо прочего, ещё и с тем, что Москва, наряду с Новгородом и Псковом, была одной из главных иконописных школ.
Художественная жизнь Москвы конца XIV века была богатой и разнообразной. И совпало это с одним знаменательным историческим событием, которое нашло себе место в 1380 году. Это победа русского воинства над татарами на Куликовом поле. Хотя она не уничтожила даннических отношений русских земель к Орде и хотя татары и в дальнейшем продолжали свои кровавые набеги на Русь, в умах людей того времени произошел разительный перелом. Постепенно стало крепнуть убеждение, что в объединении раздробленных сил кроется залог грядущей победы над монголами, залог освобождения страны от их ига. Куликовская битва наглядно показала, на что способны русские люди, единодушно вступившие в борьбу с общим врагом, она обеспечила ведущее место московским князьям, сделавшимся наиболее деятельными объединителями страны, она содействовала росту национального сознания. После Куликовской битвы вера в светлое будущее Руси стала шириться в народе, каким бы тяжелым ни было его положение.
Расцвету московской живописи сопутствовал и первый расцвет московской литературы, создавшей в конце XIV века ряд замечательных памятников -- «Задонщину», «Слово о Мамаевом побоище», «Житие Дмитрия Ивановича», «Сказание о Токтамышевом нашествии». Здесь настойчиво даёт о себе знать забота о русской земле, и в самом стиле изложения всплывают такие эмоциональные оттенки, которые говорят о всё возрастающем интересе к человеческим чувствам и страстям. Одновременно усложняется язык, делающийся более гибким и многогранным.
Подобные настроения вполне отразили в своем творчестве в свойственной им манере как Андрей Рублёв, так и Феофан Грек.
Целью данной работы является выявление мировоззренческих особенностей Андрея Рублёва и Феофана Грека.
В соответствии с целью, были сформулированы задачи:
1. проанализировать систему ценностных ориентиров Андрея Рублёва
2. проанализировать систему ценностных ориентиров Феофана Грека
3. исследовать особенности написания иконы/фрески «Троица» обоими мастерами
В ходе работы использовались древнерусские летописи из Полного собрания русских летописей, письмо Епифания Премудрого Кириллу Тверскому, фильм Тарковского А.А. «Андрей Рублёв», а также собственно произведения Андрея Рублёва и Феофана Грека.
В качестве исследовательской литературы были использованы монографии Алпатова М.В. об Андрее Рублёве и русской культуре XIV - XV вв., Дудочкина Б.Н., Лазарева В.Н., Грабаря И.Э.