Вторая глава. Феофан Грек
Среди греческих художников, прибывших в XIV веке на Русь в поисках применения своего труда и дарования, выделялся замечательный мастер Феофан. Сведения о Феофане имеются в трех летописных упоминаниях и в одном письме. Год рождения неизвестен, день смерти - тоже. Можно лишь предположить, что умер он после 1405 года - последний год, под которым имя художника упоминается в летописи в связи с работой над одним из великокняжеских заказов. Полное собрание русских летописей Смерть застала его, несомненно, в преклонном возрасте, ибо Феофан приехал на Русь, случилось то в 70-х годах XIV века, в расцвете таланта, полный сил, успев до того расписать у себя на Родине более сорока церквей.
Он сложился как художник в годы, когда исихастские споры достигли максимального накала. На Русь Феофан прибыл не позднее 1378 года, в расцвете своего таланта. Новгородцам, которые издавна проявляли много вкуса в искусстве и не жалели средств на постройку храмов и на их украшение стенописью и «всяческими добротами» Алпатов М.В. Андрей Рублёв и русская культура, удалось заполучить его к себе, прежде чем он поселился в Москве. В Новгороде им был расписан один из крупнейших храмов Торговой стороны -- церковь Спаса на Ильине улице. Однако в 1390-х годах он перебирается в Москву, возможно, благодаря стараниям Димитрия Донского, который не жаловал новгородцев за то, что они отстранялись от участия в совместном выступлении русских против монгол. В Москве дарование пришельца развернулось особенно ярко. Ему поручались росписи московских церквей и соборов, а также теремов знатных людей.
Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей. В его лице они соприкоснулись с мастером исключительного дарования, занесшего на Русь константинопольскую традицию. В своем письме Кириллу Тверскому Епифаний Премудрый, один из просвещеннейших русских писателей того времени, перечисляя те города, где Феофан работал до приезда на Русь, называет Константинополь, Халкидон, пригород Константинополя генуэзскую колонию Галату и генуэзскую колонию на Черном море Каффу. Письмо Епифания Премудрого Кириллу Тверскому Поэтому нет никаких оснований сомневаться в константинопольском происхождении искусства Феофана.
Личность Феофана производила на москвичей не меньшее впечатление, чем его художественные создания. Он писал не в тихом и скромном уединении, как русские мастера того времени. Обычно вокруг него собиралась толпа любопытных и с изумлением взирала на то, как чудесной силой его неутомимой кисти у неё на глазах возникали дивные образы. Пылкий характер южанина вызывал всеобщее восхищение. Москвичей поражало, что во время работы он не стоял на месте, но обычно, то подходил вплотную к своему произведению, чтобы положить несколько мазков, то отходил от него на расстояние, чтобы проверить издали общее впечатление. Творческий подъем во время работы не мешал ему поддерживать занимательную беседу. В беседах художник обнаруживал обширный жизненный опыт и редкую проницательность ума. Алпатов М.В. Андрей Рублёв и русская культура
Особенный интерес москвичей вызывали его рассказы о Царьграде, где он бывал и трудился, в частности рассказы о прославленном царьградском храме св. Софии, о котором большинство москвичей знало только понаслышке. Под впечатлением этих бесед Епифаний просил Феофана нарисовать ему на бумаге Юстинианов храм со всеми его бесчисленными достопримечательностями и святынями, издавна привлекавшими к себе русских паломников, в том числе с бронзовой конной статуей Юстиниана, стоявшей на площади перед царьградским собором. Однако Феофан указал Епифанию на невыполнимость этой просьбы. Глаз человеческий, по его словам, не в силах охватить и внешний и внутренний вид здания одним взглядом. В рисунке можно передать лишь малую долю необозримого множества впечатлений. «Я тебе некоторую часть напишу, -- утешал он Епифания, -- чтобы ты по этому малому нашему изображению и прочее большое мог понять и разуметь». Грабарь И. Феофан Грек. Очерк из истории древнерусской живописи.
Он в совершенстве знал все тонкости палеологовской эстетики, несомненно, имел при себе богатое собрание наиновейших образцов, хотя, по словам Епифания, не любил на них глядеть во время работы. Письмо Епифания Премудрого Кириллу Тверскому Он был человеком высокой духовной культуры, недаром тот же Епифаний называет его «философом зело хитрым» Там же. Но не надо забывать, что византиец Феофан провел на Руси, на чужбине, среди совсем других людей и совсем в иной обстановке, около тридцати лет. В этой новой среде он должен был почувствовать себя намного свободнее, чем под присмотром ревнивого византийского духовенства. Здесь у него появилась возможность решать и новые задачи, по своему монументальному размаху не сравнимые с тем, что могла предложить ему его быстро нищавшая родина. В Москве Феофан Грек выступал не только как фрескист и иконописец, но и как миниатюрист, украшавший дорогие рукописи фигурными инициалами, заставками и лицевыми изображениями. Алпатов М.В. Андрей Рублёв и русская культура Феофан имел, несомненно, свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием. У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи. Но влияние его оказалось кратковременным, поскольку Андрей Рублёв очень скоро от него отошёл, став поборником таких художественных идеалов, которые во многом были противоположными идеалам Феофана Грека.
Русских иконописцев удивляло, что греческий мастер творил, не заглядывая в древние прориси, следуя больше всего собственной выдумке и вдохновению. Многие из них принялись снимать копии с его произведений в надежде усердным подражанием овладеть тайной его мастерства. Там же. У него были и помощники, и ученики. Среди возникших в Москве икон XIV века имеется много таких, которые если и не были созданы самим Феофаном, то несут на себе сильнейший отпечаток его воздействия. Там же. Видимо, творчество великого греческого художника отвечало назревшей на Руси потребности в искусстве страстном, драматическом, способном дать выход пробуждавшимся в людях духовным силам.
Нет оснований считать, что Феофан был учителем и духовным отцом молодого Рублёва. Нам известно лишь то, что молодому русскому мастеру пришлось участвовать в одной крупной работе, которую незадолго до смерти возглавил знаменитый грек. Однако и помимо этого сотрудничества, на основании сохранившихся произведений, можно догадаться, что Феофан произвел глубокое впечатление на русского художника. Правда, тот не копировал его созданий, редко подражал его живописным приёмам, но, видимо, он глубоко вникнул в человеческий смысл его образов, пристально всматривался в каждый штрих его быстрой и безошибочно точной кисти. И это помогло ему вобрать в себя и многовековой художественный опыт византийской школы, и по достоинству оценить новые искания ее замечательного представителя.
Надо полагать, что Рублёва поражали и яркие, сильные характеры Феофана и глубоко личные нотки в их живописном воссоздании. При всём восхищении, которое в Рублёве должно было вызывать искусство Феофана, видимо, его смущало то, что герои его -- отягощенные жизненной мудростью и убелённые сединами старцы -- не в состоянии преодолеть внутреннего разлада, что при их постоянной готовности к покаянию и отречению они пребывают во власти гордыни. Его не могло удовлетворить то, что в произведениях Феофана почти не встречается образов безмятежной радости, женственной грации, юношеского чистосердечия.
При том, что Феофан стал мастером, каким мы его знаем по его работам, за время своего пребывания в России и что духовный подъем, на котором находилась тогда наша страна, оказал на него благотворное, хотя и косвенное воздействие, он оставался всегда византийцем. Недаром, даже после его многолетнего пребывания на Руси его продолжали именовать Гречином. Вот почему и расхождения между двумя мастерами нельзя объяснять лишь различием их характеров и влечений. В них сказалось различие между исторически сложившимися чертами византийской и русской культуры.
В поисках благоприятных условий для творчества Феофан вынужден был покинуть родину, где уже выступали признаки рокового для ее судьбы и культуры упадка, но на чужбине он должен был чувствовать себя немного отщепенцем. Вместе со своим народом, только вступившим тогда на путь исторической жизни, Рублёв жил более цельной, органичной и полной жизнью. Феофан - живой, страстный, подвижный - неизменно испытывал потребность своим искусством убеждать, волновать, доказывать как искусный ритор, оратор, проповедник. Рублёв в выражении своих чувств был более сдержан, менее патетичен, порой даже несколько робок. В словесной зарисовке Епифания сохранился беспокойный драматический образ византийского мастера «очима мечуще семо и овамо» Письмо Епифания Премудрого Кириллу Тверскому.. Этому противостоит образ Рублёва, «неуклонно взирающего на всечестные иконы, наполняясь радости и светлости» Там же..Византийский иконостас (в известной степени и Феофана) отличается от русского не тем, что в первом Христос суровый и грозный, во втором -- добрый и человечный, а тем, что в первом каждая фигура, хотя и протягивает руки к Христу, сохраняет обособленный характер, тогда как у Рублева и в других русских иконостасах сильнее выражен душевный порыв фигур, обращенных к Христу. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. У Феофана больше интереса к характеру отдельных фигур, они почти портретны, этим усиливается их разобщенность. В русских иконостасах сильнее выделяется то общее, что объединяет фигуры, что подкрепляется властно подчиняющим их общим ритмом. В этом главное расхождение между византийскими и русскими иконостасами.
Говоря о различиях между русскими и византийскими пониманиями иконостаса, нельзя сводить их к психологическим контрастам: доброты и гнева, человечности и бесчеловечности, отречения от мира и жизнерадостности. Между русским и византийским пониманием иконы было различие еще другого порядка: византийский художник, в частности Феофан, тяготел к пониманию икон как изображений характерных персонажей. В русских иконах, в частности у Рублёва, сильнее проступает, что они символы определенных нравственных категорий, и потому ему было легче подчинить их общей идее иконостаса.
Феофан был одним из величайших художников своего времени, художником, который и по прошествии шести столетий производит неотразимое впечатление мощью своих живописных образов, своим вдохновенным мастерством. Он руководствовался убеждением о том, что человек должен испытывать страх перед божественным, и поэтому наделял свои произведения чувством суровой отрешённости, уверенностью и мощью.
- Иконописцы Феофан Грек
- Творчество Андрея Рублёва
- Феофан Грек
- 7. Художественная культура средневековой рУси Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
- 55 Творчество Феофана Грека.
- Ок. 1360 – ок. 1430 – Творчество Андрея Рублёва
- 19) Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий - наиболее яркие представители русской средневековой живописи.
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- Феофан Грек