logo
Конспект лекций по культурологии

Основные этапы ренессансной культуры

1. Проторенессанс

1.1. Тученто (1200-е)

1.2. Триченто (1300-е)

2. Раннее Возрождение (Чиквиченто) (1400-е)

3. Высокое Возрождение

Яркий представитель Проторенессанса – Джотто. Ему принадлежит роспись часовни в Падуе. Не имел понятия о перспективе, его работы абсолютно плоские.

Представитель Раннего Возрождения – Боттичелли, Донателло (скульптор), Бруннелески (архитектор), Пьéро дела Франческа.

Боттичелли легко узнаваем – на его работах фигуры вытянуты в высоту и волнообразны. Был последователем Сованароллы, поэтому после «Рождения Венеры» писал только одетых женщин, а потом вообще перестал писать. Его работы – сочетание античности и христианства («Оплакивание Христа»).

Всего два художника, Грюневальд и Николай Ге, писали Христа, тело которого несёт следы пыток. Грюневальд предвосхитил фильм Мела Гибсона «Распятие Христа». У Боттичелли тело изображено не израненным и является источником света.

На картине «Бичевание Христа» Пьéро дела Франческа тело тоже без ран.

Донателло первым внёс в скульптуру «личностный портрет». Пример его работы – «Юдифь и Алаферн». Этот сюжет вдохновлял многих, в т.ч. Климта. Смысл – «баба во всём виновата», тема любви и смерти, т.к. Алаферн в прямом смысле потерял голову от любви.

Представители деятелей искусства Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Джорджоне. Они – «титаны Возрождения» с точки зрения умения писать, серьёзности подхода и технических навыков.

Скульптура «Давид» - классика пропорций. Правая кисть явно крупнее чем должна быть в норме, т.к. скульптура должна была стоять на площади на возвышении, и снизу это давало нужный оптический эффект.

«Пьета» («Оплакивание Христа») Микеланджело – первое изображение мёртвого Христа в скульптуре. У Христа подростковая фигура; дева Мария в полном смирении.

Фабио Виале (современный скульптор) скопировал фигуру Христа, на месте раны кусок мрамора имеет природный «потёк».

Рафаэль в образе Девы Марии писал свою любовницу Порнорину. Моральный облик её сомнителен: она была замужем, но встречалась с ним; когда в возрасте 29 лет Рафаэль умер, она промотала его состояние.

То есть живопись на религиозную тематику – это не аналог иконописи.