7) Арабская.
Тойнби выделил явление «мимесис» (социальное подражание) – приспособление, мимикрия, подражание коллективу, в котором человек существует.
Он автор теории «вызов-и-ответ», согласно которой любой коллектив, существующий некоторое время, всегда сталкивается с каким-либо вызовом (природным, социальным, агрессией извне и т.п.), из которого необходимо искать выход.
Ответ на выхов объясняет теория «уход-и-возврат». Согласно ей, существует творческое меньшинство и инертная масса. В ответ на вызов в обществе начинается паника. Творческое меньшинство уединяется, осмысляет и возвращается к массе. Чтобы коллектив выжил, творческое меньшинство должно быть поддержано неким количеством людей. В противном случае коллектив гибнет.
Существует 4 пути, по которым люди ищут выход:
1) архаизм – уход в прошлое (пример – выборы в 1996 г. между Ельциным и Зюгановым);
2) футуризм – насильственно проведённое преобразование (Пётр I);
3) отрешение – уход из общественной жизни;
4) преображение – перемена духовного климата.
Николай Данилевский – автор книги «Россия и Европа». Жил в конце XIX в. Задолго до Тейлора и Тойноби выделил понятие «культурно-исторический тип».
Родился в Ярославле в небогатой семье, учился на почвоведческом факультете С-Петербургского Университета. Противник европейских веяний в русской культуре, привнесённых Петром I. Критик евроцентризма. Считал русскую культуру более богатой, чем европейские «вливания» в неё, т.е. был славянофилом. Поддерживал идеи панславизма – системы взглядов, согласно которой все славянские народы, где бы они не жили, должны объединиться во всеславянский союз с целью борьбы с влиянием Запада.
Но, думается, разобщённость славян неслучайна. Вообще, удивительная черта славян – нежелание создавать единый коллектив (в чём их отличие от нацменьшинств, тяготеющих к кумовству). Для объединения славян необходима только очень веская мотивация.
Автор отрицает евроцентрическое истолкование истории и принцип однолинейности исторического процесса. Выделяет несколько культурно-исторических типов:
1) египетский;
2) китайский;
3) индийский;
4) иранский;
5) еврейский;
6) греческий;7) римский;
8) аравийский;
9) германо-романский или европейский;
10) древнесемитический;
11) славянский;
12) мексиканский;
13) перуанский.
Первые 11 типов живы, последние 2 – умерли.
Почему культуры умирают?
До египетской цивилизации 5000 лет назад на территории современной Индии существовала развитая цивилизация, о чём свидетельствует обнаруженная городская застройка, городские бассейны. Археологами не обнаружено никаких следов религии (анимизма, фетишизма, магии), что странно.
Также непонятно, куда делась культура майя.
Данилевский считает, что у культуры есть свой срок годности – этногенез, который длится от 500 до 1000 лет. Это время жизни народа от появления до гибели. Если культура не воспринимает другие веяния и не переходит тем самым на очередной этап, она погибает.
Например, русский народ по своей сущности консервативен, но в нашу культуру приходят нововведения.
Этапы жизненного цикла любой культуры:
1) этнографический: смешение племён, обогащение за счёт слабых, время дикого состояния народности, когда есть интуитивное желание объединиться; «варварский» период; длится до 1000 лет;
2) государственный: централизация власти; длится примерно 400 лет;
3) цивилизационный: период созидательной деятельности народа; культура в полной мере реализует свой идеал; длится максимум 200 лет;
4) этап застоя и упадка; длится сколь угодно долго.
В своей книге Данилевский рассмотрел отличия германо-романского типа от славянского. Основные отличия:
1) этнографические особенности: психический строй народа, который зависит от географического пояса (степь, горы или лес);
2) религиозность: православие и католицизм, протестантизм; протестантизм – это процесс против церкви как организации; Данилевский припоминает римско-католической церкви грех инквизиции;
3) различия в историческом воспитании: русским история давала больше поводов отстаивать свою идентичность.
Три способа взаимодействия культур
1) прополка: колонизация страны и уничтожение другой культуры (пример – США, фашистская германия);
2) прививка: пересадка в культуру народа элементов чужой цивилизации (пример – реформы Петра I); Данилевский считает, что это плохо, т.к. чужеродный элемент не приживается;
3) почвенное удобрение: развивающаяся цивилизация усваивает достижения другой цивилизации вне сферы народности (примеры – Древняя Греция усвоила достижения древнеегипетской культуры, современная Россия усваивает западные технологии).
Питирим Сорокин – автор книги «Социальная и культурная динамика». Выходила в период с 1937 г. по 1941 г. Основатель социологии. На «философском пароходе» был отправлен в 1922 г. на запад. Работал в Болгарии, затем в Австрии, затем в США. Его идеи таковы: он делит культуру на 3 типа.
Тип культуры | Мировоззрение | Система истины | Формы искусства | Этические ценности |
Идеационная (религиозная) | Материальный мир создан Богом | Высшая истина – истина веры. Тертуллиан, «Верую, ибо абсурдно» - лозунг средневековой этики и морали; суть в том, что вера основана только на вере в чудо, логические доказательства бытия Бога не настолько убедительны | Нацелены на религиозную практику. Средневековый храм – собрание произведений всех видов искусства | Заключены в библейских заповедях |
Сенситивная (чувственная) | Благополучие в этом мире, утилитарность и практичность | Истина чувств выше истины веры | Реализм и натурализм | Этика пользы, наслаждения и счастья, т.е. гедонизм (вера в то, что цель человечества – максимальное наслаждение) |
Идеалистическая (переходная форма между идеационной и сенситивной |
| Главная роль принадлежит разуму | Как светские, так и религиозные | Служение Богу должно вести к земному счастью |
Примеры обществ с идеационным типом культуры – Древний Китай, Западная Европа в Средние века.
В России сенситивный тип культуры.
Автор считает, что современная культура находится в процессе упадка, т.к. появляется массовая культура, искусство становится музеем патологии.
- 1) Западная;
- 4) Китайская;
- 7) Арабская.
- Психоаналитическая концепция культуры
- Культура Античности
- 1. Источники мировоззрения
- 2. Лирические поэты и греческая трагедия.
- 3. Особенности античной философии
- Культура эпохи Возрождения и Нового Времени (XV век – конец XVIII века)
- Особенности мировоззрения
- Основные этапы ренессансной культуры
- Северное Возрождение
- Новое время Голландский натюрморт
- Искусство Барокко
- Классицизм
- Культура XIX-XX вв.
- Основные направления в искусстве