logo
Конспект лекций по культурологии

7) Арабская.

Тойнби выделил явление «мимесис» (социальное подражание) – приспособление, мимикрия, подражание коллективу, в котором человек существует.

Он автор теории «вызов-и-ответ», согласно которой любой коллектив, существующий некоторое время, всегда сталкивается с каким-либо вызовом (природным, социальным, агрессией извне и т.п.), из которого необходимо искать выход.

Ответ на выхов объясняет теория «уход-и-возврат». Согласно ей, существует творческое меньшинство и инертная масса. В ответ на вызов в обществе начинается паника. Творческое меньшинство уединяется, осмысляет и возвращается к массе. Чтобы коллектив выжил, творческое меньшинство должно быть поддержано неким количеством людей. В противном случае коллектив гибнет.

Существует 4 пути, по которым люди ищут выход:

1) архаизм – уход в прошлое (пример – выборы в 1996 г. между Ельциным и Зюгановым);

2) футуризм – насильственно проведённое преобразование (Пётр I);

3) отрешение – уход из общественной жизни;

4) преображение – перемена духовного климата.

Николай Данилевский – автор книги «Россия и Европа». Жил в конце XIX в. Задолго до Тейлора и Тойноби выделил понятие «культурно-исторический тип».

Родился в Ярославле в небогатой семье, учился на почвоведческом факультете С-Петербургского Университета. Противник европейских веяний в русской культуре, привнесённых Петром I. Критик евроцентризма. Считал русскую культуру более богатой, чем европейские «вливания» в неё, т.е. был славянофилом. Поддерживал идеи панславизма – системы взглядов, согласно которой все славянские народы, где бы они не жили, должны объединиться во всеславянский союз с целью борьбы с влиянием Запада.

Но, думается, разобщённость славян неслучайна. Вообще, удивительная черта славян – нежелание создавать единый коллектив (в чём их отличие от нацменьшинств, тяготеющих к кумовству). Для объединения славян необходима только очень веская мотивация.

Автор отрицает евроцентрическое истолкование истории и принцип однолинейности исторического процесса. Выделяет несколько культурно-исторических типов:

1) египетский;

2) китайский;

3) индийский;

4) иранский;

5) еврейский;

6) греческий;7) римский;

8) аравийский;

9) германо-романский или европейский;

10) древнесемитический;

11) славянский;

12) мексиканский;

13) перуанский.

Первые 11 типов живы, последние 2 – умерли.

Почему культуры умирают?

До египетской цивилизации 5000 лет назад на территории современной Индии существовала развитая цивилизация, о чём свидетельствует обнаруженная городская застройка, городские бассейны. Археологами не обнаружено никаких следов религии (анимизма, фетишизма, магии), что странно.

Также непонятно, куда делась культура майя.

Данилевский считает, что у культуры есть свой срок годности – этногенез, который длится от 500 до 1000 лет. Это время жизни народа от появления до гибели. Если культура не воспринимает другие веяния и не переходит тем самым на очередной этап, она погибает.

Например, русский народ по своей сущности консервативен, но в нашу культуру приходят нововведения.

Этапы жизненного цикла любой культуры:

1) этнографический: смешение племён, обогащение за счёт слабых, время дикого состояния народности, когда есть интуитивное желание объединиться; «варварский» период; длится до 1000 лет;

2) государственный: централизация власти; длится примерно 400 лет;

3) цивилизационный: период созидательной деятельности народа; культура в полной мере реализует свой идеал; длится максимум 200 лет;

4) этап застоя и упадка; длится сколь угодно долго.

В своей книге Данилевский рассмотрел отличия германо-романского типа от славянского. Основные отличия:

1) этнографические особенности: психический строй народа, который зависит от географического пояса (степь, горы или лес);

2) религиозность: православие и католицизм, протестантизм; протестантизм – это процесс против церкви как организации; Данилевский припоминает римско-католической церкви грех инквизиции;

3) различия в историческом воспитании: русским история давала больше поводов отстаивать свою идентичность.

Три способа взаимодействия культур

1) прополка: колонизация страны и уничтожение другой культуры (пример – США, фашистская германия);

2) прививка: пересадка в культуру народа элементов чужой цивилизации (пример – реформы Петра I); Данилевский считает, что это плохо, т.к. чужеродный элемент не приживается;

3) почвенное удобрение: развивающаяся цивилизация усваивает достижения другой цивилизации вне сферы народности (примеры – Древняя Греция усвоила достижения древнеегипетской культуры, современная Россия усваивает западные технологии).

Питирим Сорокин – автор книги «Социальная и культурная динамика». Выходила в период с 1937 г. по 1941 г. Основатель социологии. На «философском пароходе» был отправлен в 1922 г. на запад. Работал в Болгарии, затем в Австрии, затем в США. Его идеи таковы: он делит культуру на 3 типа.

Тип культуры

Мировоззрение

Система истины

Формы искусства

Этические ценности

Идеационная (религиозная)

Материальный мир создан Богом

Высшая истина – истина веры. Тертуллиан, «Верую, ибо абсурдно» - лозунг средневековой этики и морали; суть в том, что вера основана только на вере в чудо, логические доказательства бытия Бога не настолько убедительны

Нацелены на религиозную практику. Средневековый храм – собрание произведений всех видов искусства

Заключены в библейских заповедях

Сенситивная (чувственная)

Благополучие в этом мире, утилитарность и практичность

Истина чувств выше истины веры

Реализм и натурализм

Этика пользы, наслаждения и счастья, т.е. гедонизм (вера в то, что цель человечества – максимальное наслаждение)

Идеалистическая (переходная форма между идеационной и сенситивной

Главная роль принадлежит разуму

Как светские, так и религиозные

Служение Богу должно вести к земному счастью

Примеры обществ с идеационным типом культуры – Древний Китай, Западная Европа в Средние века.

В России сенситивный тип культуры.

Автор считает, что современная культура находится в процессе упадка, т.к. появляется массовая культура, искусство становится музеем патологии.