Психоаналитическая концепция культуры
Родоначальники психоанализа – Зигмунд Фрейд, Юнг, Лакан.
В С-Петербурге существует Музей сновидений Зигмунда Фрейда на Большом проспекте, д. 18а.
До Фрейда для лечения неврозов использовался метод гипноза.
Фрейд – учёный из Вены. Его публикации потрясли Мир. Он «залез» в глубины человеческого подсознания, столкнулся с потаёнными закоулками человеческой сексуальности. Из родственников подвергал психоанализу только дочь Анну. Всю жизнь потреблял кокаин, из-за чего у него развился рак нёба. То, что смерть близка, Фрейд понял по поведению своей собаки: как-то раз она подошла к нему, постояла и вышла в другую комнату. Причина, как понял Фрейд – нестерпимое зловоние от разлагающейся язвы на нёбе. Поняв, что жить осталось недолго, попросил знакомого врача сделать себе эвтаназию – ввести большую дозу морфина, что и было выполнено.
Именно Фрейд сделал современную культуру и современное искусство такими патологическими.
В 1900 г. была опубликована его книга «Толкование сновидений». Другая его книга называлась «Тотем и табу».
Теория личности по Фрейду:
1) «Я» - это сознание человека, объективная реальность человека, которая начинается с рождения;
2) «Сверх – Я» - совокупность морально-этических норм;
3) «Оно» - бессознательное в человеке.
«Я» - существо аморальное, с сильным сексуальным инстинктом, желанием победить и желанием войны.
«Сверх – Я» блокирует желания «Я». Нереализованные желания превращаются в «Оно».
«Оно» - это сны и творчество. Сновидения – реализация нереализованных желаний. В творчестве этот процесс называется сублимацией. Нереализованные сексуальные желания дают пищу для творчества. Между половой жизнью и творческой плодовитостью связь обратно пропорциональная.
«Сверх – Я», или культура, порождает в человеке неврозы. Т.е. культура – это плохо. Она даёт возможность жалкого существования в социуме.
Культура, с точки зрения Фрейда, может руководить человеком только потому, что она сама становится частью его бессознательного. Художественная культура выполняет психотерапевтическую функцию, находясь между неврозом и здоровьем. Символизация в психоанализе понимается как типичный защитный механизм.
Фрейд выделяет 2 комплекса – эдипов комплекс и комплекс Электры.
Эдип – герой древнегреческого мифа, сын царя Элая. При рождении Эдипа оракул предсказал его родителям, что ребёнок убьёт отца и женится на матери. Соответственно, эдипов комплекс – это ревность к своему отцу за право обладать матерью, агрессия, направленная на отца, и желание его убить.
Комплекс Электры – то же самое, но у девочек: ревность к матери по отношению к отцу и желание убить мать.
Первобытные люди жили беспорядочной половой жизнью. С появлением совести появились неврозы.
Сексуальность, по Фрейду, начинает формироваться в 3,5 года.
В книге «Толкование сновидений» приведено 5 историй неврозов из психотерапевтической практики Фрейда, в частности, «боязнь быть укушенным белой лошадью» и история «человека-волка», которые служат иллюстрациями эдипова комплекса.
Кроме того, у Фрейда много работ о деятелях искусства, согласно которым Пикассо шизофреник, Леонардо да Винчи – гомосексуалист.
Фрейд отрицал, что на сновидения можно воздействовать, влияя как-либо на спящего, т.е. отрицал влияние физиологии на сновидения. Ныне наука доказала обратное.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1) Западная;
- 4) Китайская;
- 7) Арабская.
- Психоаналитическая концепция культуры
- Культура Античности
- 1. Источники мировоззрения
- 2. Лирические поэты и греческая трагедия.
- 3. Особенности античной философии
- Культура эпохи Возрождения и Нового Времени (XV век – конец XVIII века)
- Особенности мировоззрения
- Основные этапы ренессансной культуры
- Северное Возрождение
- Новое время Голландский натюрморт
- Искусство Барокко
- Классицизм
- Культура XIX-XX вв.
- Основные направления в искусстве