15. Культура Европы 19 век.
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА.
Основные черты
1) Расцвет классического естествознания, создание единой системы наук.
2) Утрата религиозной культурой своей мощи, рост сциентизма.
3) Формирование таких течений в общественных науках, как позитивизм,
неокантианство, философия жизни, марксизм, фрейдизм.
4) Переход от идеологии Просвещения к романтизму, признававшему нали-
чие противоречия между действительностью и идеалом.
5) Утрата классицизмом своих позиций, возникновение таких стилей в живо-
писи, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
6) Революция в распространении информации – изобретение радио и кино.
7) Урбанизация, превращение фольклора в «музейно-сувенирную» область
культуры.
8) Новая культурная доминанта – на смену традиционализму приходит призна-
ние абсолютной ценности новаторства и индивидуальности в творчестве.
Стилевые направления художественной культуры XIX века
1) Классицизм – первая треть XIX в.
2) Романтизм – п. пол. XIX в.
3) Прерафаэлизм – п. пол. XIX в.
4) Реализм – сер. XIX в.
5) Натурализм – сер. XIX в.
6) Салонное искусство – сер. XIX в.
7) Символизм – к. XIX–нач. XX вв.
8) Импрессионизм – 70–80 гг. XIX в.
9) Постимпрессионизм – к. XIX–н. XX вв.
С XIX века идет активный процесс интеграции национальных культурных
процессов в Западной Европе, зачастую тот или иной художник, родившись
и начав творить в одной стране, заканчивает свою деятельность в другой. То
же происходит и со школами, течениями, стилями: они плавно перетекают
друг в друга, активно взаимодействуют. Исходя из этого, дальнейшее изло-
жение материала построено не по национально-государственном признаку, а
по основным стилям, господствующим в этот период в западноевропейской
культуре.
Роман-тизм
Просветительскому рационализму и культу знания романтизм
противопоставил ценность духовной жизни личности, живущей не
разумом, а чувствами и воображением. Отсюда – высокое духовное
напряжение эпохи, экстатический подъем, творческий взлет. Ро-
мантизм охватил всю Европу и все области культуры: литературу,
искусство, театр, музыку, философию, историю, эстетику – и выра-
зился в интересе к личностной стороне жизни человека, мистике,
идеализму (это было реакцией на рационализм и скептицизм Про-
свещения).
В литературе представители романтизма в Англии: Перси Би-
ши Шелли (поэмы, статьи об искусстве), Мэри Шелли («Франкен-
штейн, или Современный Прометей»), Джордж Ноэль Гордон Бай-
рон ( «Паломничество Чайльд Гарольда», «Дон Жуан», Вальтер
Скотт («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.); во Франции: Виктор
Мари Гюго («Собор Парижской богоматери», «Отверженные»); в
Германии: Генрих Гейне (поэтические и публицистические тру-
ды), Эрнст Теодор Амадей Гофман (роман «Эликсир дьявола»,
сказки, также остался в истории культуры как композитор и ху-
дожник). Писатели-романтики разработали новые жанры: психоло-
гическую повесть, лирическую поэму, балладу. Братья Якоб и
Вильгельм Гримм издали народные сказки, Ганс Христиан Андер-
сен тоже опирался на мораль народных сказок, сатирически изо-
бражая современное ему общество.
В музыке романтизм представляли – в Австрии: Франц Шу-
берт, Иоганн Штраус (отец) и Иоганн Штраус (сын); в Германии:
Людвиг ван Бетховен, Роберт Шуман, Якоб Людвиг Феликс Мен-
дельсон, Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер; во Франции: ранний
Клод Дебюсси, Гектор Берлиоз; в Венгрии Франц Лист; в Польше
Фридерик Шопен. Музыка занимала особое место в культуре XIX
века, это была новая эпоха в эстетическом восприятии действи-
тельности, возникали новые формы музыкальной жизни, открыва-
лись филармонические, концертные, театральные учреждения.
В архитектуре романтизм не получил четкого оформления, к
этому периоду властвовавший до XVIII века классицизм выродил-
ся в холодный академизм и ампир («стиль империи»), который ха-
рактеризовался героизацией, гигантоманией, чрезмерной декора-
тивностью. После походов Наполеона появились египетские моти-
вы и масштабные проекты (Триумфальная арка в Париже, Панте-
он). В античном стиле оформлялись интерьеры, проявился он и в
моде.
В живописи романтизм присущ французским художникам Теодо-
ру Жерико и Эжену Делакруа.
к 15
Прера-фаэлизм
В 1848 г. в Англии возникло «братство прерафаэлитов», объеди-
нившее художников, не приемлющих академизм. Их идеал – ис-
кусство раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского вре-
мени. С романтизмом их роднила любовь к старине, далекая от
современности тематика. Идеолог движения – английский писа-
тель, теоретик искусства Джон Рёскин, выступивший с идеей пре-
образования _______буржуазной действительности через искусство и вос-
питание в духе «религии и красоты». Идеи Рёскина претворяли на
практике английские поэт Уильям Моррис и график Обри Бердс-
лей.
Позити-визми крити-ческий
реализм
Проза, которую игнорировали романтики, нашла отражение в
критическом реализме. Реалисты тоже не принимали сущест-
вующие порядки, но не мистифицировали их, как романтики, а
критиковали. Дух новой идеологии определялся философией по-
зитивизма, научного подхода, исходящего из «позитивного», фак-
тического. Позитивизм пытался объединить все знания в общую
картину мира. В искусстве позитивизм проявился в отказе от
классицистического и романтического подходов. Искусство
должно было стать жизнеподобным. Такой подход на первый план
выдвинул прозаическую литературу, а конкретно – жанр социаль-
ного романа, не гнушавшегося «низкой» действительности. Эле-
менты сатиры присущи творчеству Уильяма Теккерея («Ярмарка
тщеславия») и Чарльза Диккенса («Посмертные записки Пиквик-
ского клуба», «Приключения Оливера Твиста»), представителей
реалистической литературы Англии. Одна из популярных тем –
утраченные иллюзии.
Во Франции носителями реализма являлись писатели: Пьер
Жан Беранже (сатирическая поэзия), Стендаль, настоящее имя Ан-
ри Мари Бейль (роман «Красное и черное», труды по истории ис-
кусства), Проспер Мериме (новеллы и баллады о народной жизни,
исторический роман «Хроника царствования Карла IX), Оноре де
Бальзак (эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов), Гюстав
Флобер («Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»), Ги де Мопас-
сан («Жизнь», «Милый друг»).
В Германии реализм представлен в трудах Генриха Гейне (про-
заический труд «Путевые картины», поэмы «Атта Тролль» и «Гер-
мания. Зимняя сказка»).
В славянские страны реализм пришел позднее, в этом направ-
лении творили: польские писатели Генрик Сенкевич (исторический
роман «Огнем и мечом»), Элиза Ожешко (социальная _______проза) и Бо-
леслав Прус (историческая и социальная проза), болгарский рево-
люционер Христо Ботев (социальная поэзия).
Были попытки снабдить искусство методами естественных бес-
страстных наук, это нашло отражение в натурализме, в творчестве
французских писателей Эдмона и Жюля Гонкуров (социальная
проза) и Эмиля Золя («Чрево Парижа», «Деньги», «Эксперимен-
тальный роман»). Натурализм ограничивает роль писателя лишь
механистичным описанием действительности без выводов.
В живописи реализм присутствовал и ранее (Микеланджело,
Харменс ван Рейн Рембрандт, Питер Пауэл Рубенс), но в середине
XIX в. он стал художественной системой со своим методом. Ранее
всего он проявился в пейзаже (движение барбизонцев во Франции:
Теодор Руссо и Франсуа Добиньи, Жан Франсуа Милле и Камиль
Коро). Образы Гюстава Курбе шокировали публику вульгарной
реалистичностью, а Оноре Домье сделал темой для искусства тему
восстания рабочих. Его сатирические работы благодаря изобрете-
нию литографии стали очень популярны. Реалистическое искус-
ство расширило границы своего общения с широкими массами.
Симво-лизм
Направление, возникшее во французской поэзии, повлиявшее на
другие жанры (живопись, музыка). Теоретик символизма – фран-
цузский поэт Стефан Малларме. В творческое объединение входи-
ли поэты Поль Верлен, Анри Ренье, Артюр Рембо. Доктрина сим-
волизма вливалась в общий поток антипозитивистского движения,
стремившегося освободить искусство от интеллектуального содер-
жания, от того, что постигается разумом, а не чувствами. Реально-
му миру символисты противопоставляли умозрительные образы
идеальной недостижимой красоты, этим они отличались от ро-
мантиков, верящих в возможность реального воплощения своих
идеалов. В живописи символизм представлен творчеством фран-
цузских и бельгийских мастеров: Пьера Пюви де Шаванна, Гюста-
ва Моро, Эжена Карьера, Одилона Редона, Мориса Дени, Эдуарда
Вюйара, Джеймса Энсора, а также объединения молодых худож-
к 15
ников «Наби» (от древнееврейского «пророк»).
Импрес-сионизм
Французское художественное направление, не копировавшее, а
воспроизводившее действительность в соответствии со своим ви-
дением мира, отказавшееся от «коллективного опыта». Движение
родилось в 1867 году и получило название по картине Клода Моне
«Впечатление». Импрессионизм объединил независимых худож-
ников, оппозиционных идеалу официальной школы: Клода Моне,
Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Камиля Писарро,
Огюста Ренуара. Они совершили перелом в искусстве, разрушив
строгую иерархию жанров и тем, будучи уверенными в том, что
сюжетом картины может послужить непосредственное впечатление
от увиденного. «Чудное мгновенье», которое пытались остановить
импрессионисты, не может быть постигнуто через разум, здесь
требуется интуиция, способность образного мышления. В этом
стиле отсутствуют строгие каноны, это прежде всего индивиду-
альные искания. Основа сложной техники – теория разложения
цветов. Художники не смешивали на палитре краски спектра, а на-
носили их на холст в чистом виде последовательно. Новое движе-
ние вызвало волну неприятия, обвинений в непрофессионализме,
но во второй половине 80-х гг. XIX в. было признано и приобрело
массу последователей в других европейских странах.
В скульптуре самым ярким импрессионистом был Огюст Ро-
ден, создавший новый стиль, пластический язык, приближенный к
древнегреческим классическим образцам, с использованием луч-
шего из готики и восточных мотивов.
В музыке импрессионизм проявился в творчестве Клода Дебюс-
си, Мориса Равеля, Гюстава Шарпантье. Их произведения построе-
ны на образно-эмоциональных ассоциациях.
Постим-прессио-низм
Собирательное название течений, «пришедших после» импрес-
сионизма, в основном тоже во Франции. Художники-
постимпрессионисты не были объединены одним методом, каж-
дый из них – яркая индивидуальность: Поль Сезанн, Ван Гог, Поль
Гоген, Поль Синьяк, Жорж Сёра. Данное течение повысило инте-
рес к символическому началу в искусстве, к декоративной стилиза-
ции.
- 3. Культура Древнего Египта
- 4. Общие черты культуры древнего Востока
- 5. Общие черты античной культуры
- 6. Культура Древней Греции
- 7. Культура византии
- 10. Культура средневековой европы
- 9. Худож.Культура средневековой Руси
- 11. Культура эпохи возрождения
- 13. Культура эпохи Просвещения
- 14. Культура России 18 века.
- 15. Культура Европы 19 век.
- 16. Культура России 19 век.
- 17. Культура России конец 19-начало 20 века
- 18. Формирование художественной культуры 20 века.
- 19. Художественная культура Советского общества
- 20. Художественная культура русского зарубежья
- 22. Художественная культура Китая
- 23. Художественная культура Японии
- 24. Художественная культура Юго-Восточной Азии
- 25. Художественная культура Кореи
- 26. Художественная культура Ближнего и среднего Востока
- 27. Художественная культура Индии
- 28. Художественная культура Латинской Америки
- 29. Художественная культура Африки