logo
674906_47275_shpargalki_istoriya_mirovoy_hudozh

4. Общие черты культуры древнего Востока

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э). Она вызы-вает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку. Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тис до н э в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось ранне-рабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три пе-риода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н э), второй - Среднее Царство (2050 - 17—л до н э ), третий - Новое Царство (1580 - 1070 л до н э ). Соответст-венно выделяют и три периода в развитии его культуры. Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фарао-на Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны дос-тижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный па-мятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери счита-лись священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища бара-нов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость еги-петских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отобра-жение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от влады времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность. В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу на-блюдает звездное небо. Заключение: Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру дру-гих стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торго-вые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появи-лись культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индий-ской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимство-вал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много ин-дийских слов. В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгефел-ло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рери-хов.