logo
674906_47275_shpargalki_istoriya_mirovoy_hudozh

23. Художественная культура Японии

Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. За этот долгий период были созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мирового искусства. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных им художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

   Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Самое большое влияние на развитие художественной культуры Японии оказала буддийская секта Дзэн, учение которой было широко распространено с 12 по 13 века.

   В своем развитии от глубокой древности до 19 века японское искусство прошло целый ряд важнейших стадий, связанных с эволюцией общественных отношений. С распадом

   первобытнообщинного строя и образованием первого государства начался длительный период феодализма, который принято делить на несколько этапов. Раннее средневековье условно совпадает с эпохой Камакура (конец 12 - начало 14 веков), зрелое средневековье приходится на 14 - начало 17 веков, на так называемые эпохи Муромати и Момояма. И, наконец, позднее средневековье 17 - 19 веков (о достижениях того времени в области искусства и будет вестись речь в этом докладе)обозначается как эпоха Эдо или

   Токугава.

   На каждом из этих этапов отмечается высокий расцвет различных видов и жанров творчества. В древний период Нара (7 - 8 века) это были архитектурно-скульптурные ансамбли буддийских монастырей, в 12 веке (эпоха Хэйан) - памятники религиозной и светской живописи, в 13 веке самобытный скульптурный и живописный портрет, в 14-16 веках произведения ландшафтной архитектуры, знаменитые японские сады, росписи на ширмах и стенах дворцов и замков 16 - 18 веков. Завершающий этап средневекового искусства Японии ознаменовался расцветом городской культуры, подарившей миру великолепные произведения графики, театральные постановки театра Кабуки, поэзию

   трехстиший - хайку и многое другое.

     Поэзия.

   Особенностью японской культуры является её многосторонность, своего рода синтетичность, так как она складывалась под влиянием различных религий. В основе японской религиозно-этической системы лежит национальная религия - синтоизм (путь богов), но влияние буддизма, даосизма и конфуцианства было так же огромно, а в отдельные периоды и решающим.

     Жанр "хайку": общая характеристика.

   Предыстория и развитие жанра.

   Классическая японская поэзия возникла из быта, существовала внутри этого быта, никогда над ним не воспаряя, и эта ее приземленность в какой-то степени сохранилась в современной поэзии традиционных форм - пятистишии танка и трехстишии хайку, которые имеют ярко выраженный массовый характер (кстати, этим они отличаются от тяготеющего к элитарности "свободного стиха", возникшего в Японии в начале 20-го века под влиянием европейской поэзии).

   Поэзия всегда играла особую роль в японском обществе. Один из самых популярных жанров "хокку, хайку и хайкай" сложился в 17 в., и понять его лучше можно только познакомившись с его историей.

   Впервые он зародился ещё в период Хэйан, был схож со стилем рэнга, который был своего рода отдушиной для поэтов, пожелавших отдохнуть от серьёзных стихов "ваха". Самостоятельным жанром хайкай стал с 16 в. причиной чего было то, что рэнга становился серьёзным жанром, а хайку оставался по-прежнему юмористическим, а так же базировался на разговорном языке.

   В средние века одним из наиболее популярных литературных жанров в Японии являлся танка ("короткая песня"). Как правило, это пятистишие, состоящее из двух строф с определённым количеством слогов: 5-7-5 слогов в трёх строках первой строфы, и 7-7 в двух сроках второй строфы. Что касается содержания, в танке часто используется следующая схема: одна строфа представляет определённый природный образ, другая описывает "резонирующее" с этим образом чувство (ощущение) человека:

   Искусство танка достигает особого расцвета в эпоху Хэйан(794-1192 г.) Большой популярностью среди знати пользуются диалоги в танках, а также поэтические игры, в которых один из играющих произносит часть танки - а другой должен вспомнить, или самостоятельно придумать вторую половинку. Позже поэтическая игра усложняется. Играющие продолжают дописывать стихотворение, на каждом шаге используя последнее звено последней танки как начало для новой: один пишет трёхстишие(3), другой добавляет две стоки(2) - получилась танка 3-2; следующий добавляет ещё одно трёхстишие(3) - новая танка 2-3, и так далее; получается цепочка 3-2-3-2-... На каждом шаге происходит "сдвиг точки зрения" - как если бы некто делал фотографии, чуть поворачиваясь после каждого кадра:

     Этот вид игры, напоминающей буриме, называется " хайкай-но рэнга" (что-то типа "игра в рэнгу"). Впоследствии для рэнги разрабатываются специальные, иногда довольно сложные правила" сцепления". Очень важным для игры является выбор "начальной строфы" (трёхстишие-хокку), которая во многом определяет тему и настроение всей рэнги. Происходят конкурсы на лучшее хокку, и постепенно написание этих отдельных

к 23

трёхстиший становится самостоятельным жанром - хайку. Появление хайку как жанра связывают с именем Мацуо Басё (1644-1694 г.)

   Кстати, в русской литературе из-за знакомства читателей лишь с классическими трёхстишиями прочно укрепился термин "хокку", который не совсем верно применять, говоря о современных "отдельных трёхстишиях". Кроме чисто формального различия, установленного с введением в 19 в. термина "хайку", существуют и более глубокие внутренние признаки, отличающие хокку от хайку.

   Например, классические хокку содержат что-то вроде приветствия: составление цепочек - рэнга обычно происходило в каком-то священном месте или в доме уважаемого человека, и "начальная строфа" отражала этот факт, намекая на историю места или на гостеприимство хозяина дома. В отдельных трёхстишиях - хайку это не требовалось.

     Заключение

   В начале 20 века японская лирика вошла в славу, как незадолго до этого японская цветная гравюра. Танка и особенно хокку оказали влияние на творчество некоторых европейских поэтов. Возникла своего рода литературная мода. Так, японской лирике стали подражать американские поэты-имажисты: Эзра Паунд, Т. С. Эллиот, Эми Лоуэлл. Во Франции появились короткие пейзажные стихотворения "в стиле хокку".

   Вторая мировая война фактически положила конец славной эпохе японского

   Серебряного века. Правда, традиционные жанры не только уцелели, но и были

   широко использованы официозной пропагандой для насаждения "исконно

   японских духовных ценностей". Многие поэты были вынуждены прямо или косвенно

   сотрудничать с милитаристскими властями, что нанесло ощутимый ущерб их

   репутации в глазах публики. Былые поэтические сообщества распались или

   изменились до неузнаваемости. Вскоре после войны поэзию _хайку_ и _танка_

   захлестнул шквал "демократизации", вызвавший к жизни мириады любительских

   кружков в среде рабочих, крестьян и служащих. Прежние критерии чистой лирики

   _хайку_ оказались размыты, профессионалы растворились в массе дилетантов, и

   сочинение _хайку_ с тенденцией к "интернационализации без границ" по сути

   дела превратилось из высокого искусства в досужую забаву. Однако творения

   мастеров Серебряного века не были забыты, навсегда оставшись в сокровищнице

   японской поэтической классики.

     Живопись в 17-18 века.

     В течение XVII--XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место

   занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе,

   Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за возрождение в живописи

   стиля ямато-э, т. е. старого японского стиля.

   Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии

   практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото

   новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. Расцвет специфической городской культуры и сопутствующих видов искусства определил основное направление развития японского искусства в XVII--XIX веках. При этом подверглись изменению как формы "бытования" искусства, так и его общественная функция. Например, в архитектуре утратило свою ведущую роль культовое зодчество, зато была создана четкая отработанная форма жилого дома, имеющая не только практический, но и несомненный художественный смысл. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. Высочайшего уровня достигла также гравюра на дереве, ставшая в XVIII--XIX веках главных видом японского искусства.

   Необыкновенно тонко передано художником единство жеста и настроения, освещения и

   выражения лица.

   Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая

   (17СО--1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве полнота

   охвата жизни, интерес ко всем ее сторонам -- от случайной уличной сцены до

   величественных явлений природы. Творческая судьба Хокусая необычна.

  ЯПОНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

   Зародилась в театре Но. Традиционная Японская драматургия делится на драматургию

   театра Но (ёкёку и кёгэн), театра кукол - дзёрури, театра Кабуки и сингэки. Традиция японского сценического искусства насчитывает пять основных театральных жанров: бугаку, но, кёгэн, бунраку и кабуки. Все эти пять традиций существуют по настоящий день. Несмотря на значительные различия, они объединены общими эстетическими принципами, лежащими в основе японского традиционного искусства.

     Театр Кабуки.

   Театр Кабуки возник в 17 веке и достиг расцвета к концу 18 века. Сложившаяся в

   это время форма представления сохраняется и в современных теаирах Кабуки.

   Спектакли этого театра, в отличие от театра Но, ориентирующегося на ограниченный

   круг любителей древнего искусства, рассчитаны на более широкого зрителя. Истоки

   искусства Кабуки восходят к представлениям комедиантов - исполнителей небольших

   сценок, фарсов, в которые входили пляска и пение. Искусство театра Кабуки

   Сингэки - современная драма, появившаяся в Японии в начале 20 века под влиянием

   европейского театра. Её формированию способствовала деятельность Цубоути Сёё и

   Осанаи Каору. В 1909 году Цубоути Сёё основал театральную ассоциацию "Бунгэй

   кёкай", где молодые актёры на материале европейской драматургии обучались новому

   драматическому искусству. В эти же годы был создан театр "Дзию гэкидзё", который

   возглавили известные актёры Кабуки Итикава Садандзи II и драматург Осанаи Каору.

   Этот театр познакомил японских зрителей с произведениями Г. Ибсена, М. Горького,

   Г. Зудермана, Б. Шоу и других. Для развития сингэки большое значение имела

   деятельность театра "Цукидзи сёгэкидзё", созданного в 1924 году Осанаи Каору в

   содружестве с крупнейшим прогрессивным режиссёром Хидзиката Ёси. Театр следовал

к 23

   в своей работе принципам системы Станиславского. В первые годы своего

   существования театр сингэки ставил лучшие образцы западноевропейской драмы;

   отечественной драматургии в их репертуаре не было. В дальнейшем стала

   развиваться новая японская драматургия, появились пьесы на исторические и

   современные сюжеты. Многие из них поднимают злободневные проблемы, затрагивают

   острые политические вопросы. Ведущие драматурги 50 - 60-х гг.: Киносита Дзюндзи,

   Мураяма Томоёси, Утимура Наоя, Мисима Юкио, Танака Тикао и др.

   Значительное место в репертуаре трупп сингэки занимают современные переводные

   пьесы. Среди них произведения русских и современных драматургов. В 1963 - 1964

   гг. в театрах Токио были поставлены: "На дне", "Мать" по Горькому, "Дядя Ваня";

   "Поднятая целина" по Шолохову, "Потерянный сын" Арбузова, "Двенадцать месяцев"

   Маршака и другие.

   В 1967 в Японии работало св. 40 трупп сингэки, наиболее крупные из них:

   "Хайюдза" (руководитель Сэнда Корэя), "Мингэй" (руководитель Уно Дзюкити), "Токе

   гэидзю-цудза" (руководитель Мураяма Томоёси), "Сип сэйсакудза" (руководитель

   Маяма Михо). Из трупп сингэки только "Хайюдза" имеет своё здание. Каждая новая

   постановка в среднем выдерживает от 5 до 20 представлений. Большинство трупп

   сингэки входит в объединение "Сингэкидан кёгикай". Наиболее известные актёры

   сингэки: Сэнда Корэя, Такидзава Осаму, Уно Дзюкити, Одзава Эйтаро; актрисы:

   Ямада Исудзу, Сугимурара Харуко, Ямамото Ясуэ.