logo
674906_47275_shpargalki_istoriya_mirovoy_hudozh

3. Культура Древнего Египта

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.

Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых летописец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение. ледствии применяться для определения слога «сба», которым обозначали слово «звезда». Наконец, уже в период Древнего царства появились алфавитные знаки, которые обозначали слоги, а иногда согласные и полусогласные звуки. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово (человекдерево, отвлеченное понятие и т. д.).

[править]Изобразительное искусство и архитектура

Основные статьиИскусство Древнего ЕгиптаАрхитектура Древнего Египта

Уже в прикладном искусстве первобытных общин, в росписи глиняных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущаются характерные черты египетского искусства — стремление к фронтальному развёртыванию изображаемых сцен, реалистическое внимание к деталям, тенденция к выработке канонов. С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического воздействия, направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, на утверждение незыблемости существующего строя. Складываются каноны изображений царей, своего рода официальных портретов с подчёркиванием сверхчеловеческих мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы).

Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Сакара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных пирамидах, построенных фараонами IV династии, — Хуфу, Хафра и Менекуара. Поблизости от пирамид строились заупокойные храмы фараонов. Стены этих храмов украшались рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. В заупокойном храме фараона Сахура и в храме Солнца, воздвигнутом около Абусира, сохранились древнейшие колонны, схематически воспроизводящие форму стебля папируса или пальмы. Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового царства. Центром монументального храма Ментухотепов (XI династия) является пирамида, стоящая на возвышенной террасе. Широкое применение колоннадных галерей, а также полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового царства, как это видно в храме царицы Хатшепсут в Дейр — эль — Бахри. Грандиозные развалины храмов Нового царства, в частности времени XVIII—XIX династий, дают яркое представление о расцвете храмовой архитектуры. Одним из величайших архитектурных комплексов этого времени был грандиозный храм Амона в Фивах, развалины которого довольно хорошо сохранились в Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамсесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. 12 центральных колонн большого зала имеют высоту в 21 м. Площадь зала равна 5000 кв. м.

Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и почти геометризованная статичность — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению. Египетские мастера постепенно освобождались от старых правил стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека в динамике. Иногда эти попытки проявлялись даже в изображениях жрецов, чиновников и знатных людей. Таковы статуи Каапера (так называемого сельского старосты) или сидящего писца. Эти же черты проступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц и храмов. Сюжеты рельефов и рисунков раскрывают всю жизнь египтян. Здесь изображены дерущиеся, земледельцы, пастухи и рыболовы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Саккара и в Гизе. Стремление к реализму, особенно в скульптурном портрете, усиливается в период Среднего царства. Художник пытается передать внутренние переживания человека, например, в колоссальной голове Сенусета III или в голове Ментухотепа. Пышный архитектуре Нового царства соответствовала зрелая скульптура, давшая образцы высокохудожественного реализма и одновременно с этим утончённой стилизации. Высокого развития достигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например великолепные рисунки на папирусах из сборника религиозных текстов «Книги мёртвых». Искусство времени XVIII династия достигло высшей точки развития в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сломать старые традиции не только в области религии, но и в искусстве. Художники, работавшие в новой столице Ахетатоне, следуя новым веяниям, пытались соединить старый реализм с более острой выразительностью. В искусстве возник новый художественный стиль, основанный на своеобразном изображении человеческого тела. Подчёркивая резко индивидуальные черты человека, художник доходил до шаржа и гротеска, даже в изображениях фараона и членов его семьи. Сохранились и элементы стилизации, развитие которых неизбежно приводило к новым формам искусство возникло на основе предшествующего развития египетской культуры и

к 3

оказало своё влияние на её дальнейшее развитие. Его воздействие можно проследить в плавной текучести линий произведений начала XIX династии, в насыщенных внутренним движением рельефах секса храма и храма в Мединет — Абу, в изящно стилизованном рельефе с изображением плакальщиков, хранящемся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

[править]Возникновение научных знаний

Господство религии не могло полностью подавить свободную мысль человека, стремящегося познать и постоянно познающего окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании» как таковом и о его высокой ценности, выделяющей «знающего» человека среди всех остальных людей.

Знания накапливались и передавах поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, например при царской сокровищнице. Строгая дисциплина в этих школах поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями».

Развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению знаний, которые носили в значительной степени прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работу землемеров и строителей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, в частности «Московский математический папирус». Судя по содержанию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объёма кучи зерна или вместимости амбара. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи. Математика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10000, 100000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Существовали особые слова и письменные знаки для обозначения мер длины, поверхности, веса и мер зерна. Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Однако математические знания были ещё весьма примитивны, например, громоздкий способ вычисления четырёх простых арифметических действий.

Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину равной 3,16. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислить уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна).

Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих чертах набросать карту звёздного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году.

Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи ещё не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма. В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установление диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: 1. «Это болезнь, которую я могу вылечить». 2. «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». 3. «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника.

Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами.