Культурологические концепции Освальд Шпенглер Освальд Шпенглер (1980-1936), немецкий ученый, приобрел особую популярность благодаря культурологическому труду "Закат Европы" (1914г.).
Исходным положением Шпенглера можно назвать "жизнь" как полноту и многообразие переживаний. Жизнь – творческий прорыв в будущее, лишь отчасти, символически, выражающий себя в культуре.
По Шпенглеру, культуры зарождаются неожиданно и "вырастают свозвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле". "Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается великая душа, некий образ из безобразного… Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она остается привязанной, подобно растению".
Шпенглера как исследователя не интересует причина появления "души" и обусловленность ее "физиогномики", для него важен сам факт ее наличия.
Родившись на фоне определенного ландшафта "душа" культуры выбирает свой "первосимвол", из которого, как из эмбриона, формируются затем все ее органы и ткани: "Все определяется выбором символа в тот момент, когда душа культуры пробуждается в своей стране к самосознанию". Из этого "следует выводить весь язык форм существования культуры".
Шпенглер считал, что "культуры суть организмы. История культуры – их биография". Продолжительность жизни культурного организма приблизительно 1000 лет. "В этом жизненном цикле прослеживаются свои этапы: 1) наиболее длительный, подготовительный период: первоначальное состояние хаоса, период детства и накопления сил; 2) собственно культурный: период выявления и осуществления всех возможностей, заложенных в душе, период интенсивного творчества, выражающегося в индивидуальном стиле; 3) период упадка: "Когда цель достигнута и идея, т. е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются, – она становится цивилизацией. …Цивилизация есть неизбежная судьба культуры… Они – неизбежный конец… Цивилизация продолжается 200-300 лет. Она характеризуется творческим бесплодием и окостенением. Она характеризуется творческим бесплодием и окостенением.
Движителем развития культуры является "душа", стремящаяся реализовать заложенную в нее идею. Культура не тождественна разуму, она возникает из устремления к "космичности", что передается в "такте", "ритме", "тональности" переживания коллективной души. Каждая культура "придает своему материалу – человечеству – собственную форму, обладает собственной идеей, страстями, чувствованиями, своей собственной жизнью, волей, собственной смертью".
Таким образом, по Шпенглеру, нет единства человеческой культуры, как и не существует ее поступательного движения. Есть только круговорот локальных культур. Шпенглер выделял восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), или "апполоновская", арабская, или "магическая", западноевропейская, или "фаустовская", культура народов майя. В особый тип выделял "русско-сибирскую" культуру.
Будучи убежденным в уникальности каждой из культур, Шпенглер отстаивал тезис о их "взаимонепроницаемости".
Работу Шпенглера отличает образный язык, богатство исторического материала, а также отход от рациональных методов познания. Шпенглер считал, что природу можно познавать через закон, измерять и излагать. А историю (и ее феномен – культуру) следует творить и сопереживать. Культура определяется в своем движении не законом, а судьбой. Постигается она не рассудком, а образной интуицией.
Работа Шпенглера вслед за Данилевским направлена против "европоцентризма", автор признает безусловную самобытность каждой культуры.
- Культурология Хабаровск 2003
- Е.А. Мельничук, е.Ю. Потапчук, т.А. Рямова культурология
- В.В. Грибунин, н.Г. Кулинич, н.Ф. Лисицына,
- Раздел I. Теория культуры предмет, задачи культурологии. Структура и функции культуры. Культурологические концепции
- Сущность культуры Развитие представлений о культуре
- Проблема определения культуры
- Сущность, строение и функции культуры
- Культура
- Словарь терминов
- Задания, контрольные вопросы, вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Культурологические концепции Освальд Шпенглер Освальд Шпенглер (1980-1936), немецкий ученый, приобрел особую популярность благодаря культурологическому труду "Закат Европы" (1914г.).
- Йохан Хейзинга
- Питирим Сорокин
- Концепция "культурно-исторических" типов н. Я. Данилевского
- Теория локальных цивилизаций Арнольда Тойнби
- Психоаналитические концепции в культурологии
- 1. Зигмунд Фрейд
- 2. Эрих Фромм
- 3. Карл Густав Юнг
- Ценностная концепция культуры
- Задания
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Раздел II. Историческая культурология первобытная культура
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Культура древнего и средневекового востока
- Задания
- 1. Тест
- Контрольные вопросы, вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Античный тип культуры (общая характеристика)
- Задания и контрольные вопросы
- Список использованной литературы
- Культура средневековой европы
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Словарь терминов
- Задания
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Европейская культура нового времени
- Словарь терминов
- Задания, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Становление славянской культуры
- Словарь терминов
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Культура средневековой руси
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Русская культура XVIII – XIX веков
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Экзаменационные вопросы