logo
Культурология

 В.В. Грибунин, н.Г. Кулинич, н.Ф. Лисицына,

Е.А. Мельничук, Е.Ю. Потапчук, Т.А. Рямова, 2002

 Издательство Хабаровского государственного

технического университета, 2002

Оглавление

Введение

Раздел I. Теория культуры

Предмет, задачи и структура культурологической науки 7-24

Культурологические концепции 25-56

Раздел II. Историческая культурология

Первобытная культура 57-60

Культура древнего и средневекового Востока 61-83

Античный тип культуры 84-96

Культура средневековой Европы 97-102

Культура западноевропейского Возрождения 103-112

Европейская культура Нового времени 113-122

Становление славянской культуры 123-139

Культура средневековой Руси 140-156

Русская культура XVIII – XIX веков 157-162

Экзаменационные вопросы 163-164

«Современный мир переживает огромную историческую катастрофу, - настолько ужасную,… настолько чреватую самыми неожиданными перспективами, что перед ней немеет мысль и кружится голова… В свирепствующей теперь небывалой исторической буре не только реками льется кровь, не только крушатся государства…, не только гибнут и восстают народы, - происходит и нечто другое… Крушатся старые идеалы, блекнут прежние надежды и настойчивые ожидания… А главное – непоправимо и глубоко колеблется самая наша вера в современную культуру: из-за ее устоев вдруг выглянуло на нас такое страшное звериное лицо, что мы невольно отвернулись от него с отвращением и недоумением. И поднимается неотступный вопрос: да что же такое, в самом деле, эта культура? Какая ее моральная, даже просто жизненная ценность?»

Лопатин Л.М. (1915 г.)

Введение

Культура все более определяет жизнедеятельность общества и человека, становится инструментом прогрессивного развития человечества.

Знания о культуре необходимы каждому современному человеку. Задачу ознакомления с тем, что такое культура, как она возникла, каково ее место в жизнедеятельности человека взяла на себя такая наука и учебная дисциплина, которая называется «Культурология».

Культурология – учебная дисциплина гуманитарного цикла, она является не только фактологическим, но и методологическим курсом. Культурология призвана формировать аналитические способности личности, развивать творческое мышление, побуждать потребность к поиску оригинального решения практических проблем.

Данное учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Министерства образования РФ.

Пособие состоит из двух разделов: теория культуры и историческая культурология. В первую часть вошли темы по теории культуры; во вторую часть – темы исторической культурологии; завершается пособие вопросами, по которым студентам предстоит экзамен.

После каждой теоретической и исторической темы есть перечень заданий, вопросов для самопроверки (самоконтроля), словари терминов (там, где это необходимо). Авторы пособия указали также и литературу, которую они использовали в своей работе над ним.

Задания и вопросы для самопроверки помогут самостоятельно подготовиться к экзамену, так как в них обращено внимание на ключевые аспекты предлагаемой темы.

Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, изучить тему, разумеется, необходимо «проработать» все задания и постараться ответить на вопросы для самопроверки, так как экзаменационные вопросы составлены на основе вопросов для самопроверки.

Коллектив авторов надеется, что данное краткое и компактное учебное пособие поможет тем студентам, у которых, по целому ряду причин, не будет возможности пользоваться несколькими учебными пособиями. Пособие и экзаменационные вопросы составлены на основании курсов лекций преподавателей кафедры философии и культурологии.

Раздел по теории культуры написан Е.Ю. Потапчук (канд. философ. наук, доцент); Е.А. Мельничук (ст. преподаватель); Т.А. Рямова (ст. преподаватель).

Темы:

написаны ст. преподавателем В.В. Грибуниным.

Темы:

написаны канд. ист. наук, доцентом Н.Г. Кулинич.

Тема:

- античный тип культуры

написана ст. преподавателем Е.А. Мельничук.

Тема:

написана ст. преподавателем Т.А. Рямовой.

Темы славянской, древнерусской и русской культуры написаны канд. ист. наук, доцентом Н.Ф. Лисицыной.