Раздел II. Историческая культурология первобытная культура
Первобытная культура – древнейший этап всей мировой культуры. Этот период составляет основу всех современных видов жизнедеятельности человека. Именно в первобытное время зародились такие отрасли культурной деятельности, как религия, наука, искусство, поэзия, мораль, право, политика, образование и др.
Изучение первобытной культуры в рамках культурологии вызывает большое затруднение. Это связано как с чрезмерной удаленностью данного этапа от нашего времени, так и с недостатком, крайней скудостью фактических, материальных данных о первобытной культуре, об образе жизни и взглядах на мир первых людей.
Поэтому построение научных представлений о первобытной культуре возможно не только на основании данных археологии (т.е. на основе сохранившихся материальных предметов древних культур), но и на достижении в области этнографии (т.е. на основе описания современных племенных общностей, оторванных от цивилизации).
Для более глубокого исследования первобытной культуры часто прибегают к данным религиоведения, психологии, лингвистики и др. В этом случае ученые изучают не столько материальные стороны жизни первобытных людей, сколько особенности их мировосприятия, их религиозное мировидение, психологию отношения человека к себе, к другому, к миру в целом.
Таким образом, первобытную культуру мы будем рассматривать через характеристику сознания первобытного человека, то есть через раскрытие сущности так называемого мифологического сознания.
В культурологии сложилась традиция понимать миф, мифологию, как минимум, в двух смыслах. Первое понимание мифа относится к эпохе Просвещения и последователям ее идеологии в последующие века. Согласно просветительской идеологии, к мифу относятся «заблуждения, фантазия, вымысел» во взглядах древнейших (первобытных) людей. Также, по этой концепции, мифы – это сказания о богах и героях, о сотворении мира и человека. Просветительское объяснение мифа исходит из установки на то, что в обществе и культуре, существует прогресс, эволюция нравов и сознания человечества от низшего (примитивного, варварского) уровня к Высшему уровню – уровню цивилизации и господства Разума и Науки. Поэтому миф – это продукт донаучного мышления. Он порожден человеческими слабостями, страхами, недостаточностью знаний о мире и явлениях природы. Просветители были убеждены, что по мере утверждения науки, новых знаний о мире, миф в конечном итоге будет окончательно вытеснен из культуры и мировоззрения человека: «человек поумнеет и не будет более ничего выдумывать». То есть миф – явление культуры, присущее только первобытному мышлению и на современном этапе практически отсутствует – таковы взгляды представителей первой концепции.
Второе понимание мифа возникает в XX в. Новый взгляд на миф складывается из концепции А.Ф. Лосева, Э. Кассирера, Л. Леви-Брюля, К.Г. Юнга, Б. Малиновского, К. Леви-Строса и др. Главной особенностью рассматриваемого подхода к мифу является повышенное внимание к психологическому и феноменологическому измерению культуры. Это означает, что областью существования мифологии в первую очередь служит сознание человека. Согласно концепции Лосева и Юнга, миф – это глубинные пласты сознания человека, возникающие еще в древности, но оказывающие влияние и на современное состояние культуры и общества. Более того, распространению мифов не препятствует ни рост просвещения, ни достижения в науке и технике. Просто отмирают и теряют силу влияния на людей одни мифы (устаревшие) и возникают, утверждаются новые. Таким образом, согласно данной концепции, миф как бы «вечен», он присущ не только древним, но и современным людям. Миф образуется благодаря самой природе человека: «человек сам желает мифа, человек – мифотворческое существо», он не может без мифов и всецело от них зависит. По Юнгу, источник мифотворчества лежит в «коллективном бессознательном» человека и общества. Так как источник мифа – во внутреннем мире человека, то многие культурные процессы можно рассматривать, описывать и даже объяснять через особое состояние сознания – мифологическое.
Далее мы остановимся на основных характеристиках мифологического сознания как отражающем суть первобытной культуры.
1. Это такой вид сознания, при котором преобладает чувственное, эмоционально-образное восприятие мира. Первобытный человек как представитель типичного мифологического сознания в большей мере не объясняет мир, а переживает его. Ведь познание, объяснение предполагает отделение человека от мира, противопоставление себя миру, а переживание, напротив, характеризует факт слияния человека с природным бытием.
2. Человек мифологического сознания не выделяет себя из какой-либо общности – природы, общества, Космоса. Человек в этой системе измерения всегда лишь часть природы или даже часть божества. Более того, он не имеет принципиального отличия от других вещей или существ мироздания. Это достигается ощущением родства, некой однородности, единства всего сущего. Ярким выражением такой породненности является тотемизм. Тотемизм – это верование рода или племени в священную и кровную связь с конкретным животным – первопредком (тотемом). Это верование обязательно предполагало коллективность и вело к большему сплочению родовой общности первых людей не только друг с другом, но и со всем мирозданием.
3. Однородность и единство всего сущего в мифологическом сознании обеспечивается восприятием всего, что существует, как живого, одушевленного. Для первобытного человека нет ничего мертвого, все обладает жизнью, душою. Этой черте мифологического сознания соответствует такая ранняя форма верований как анимизм – вера в существование духов и душ у всех явлений природы, а не только у людей.
4. В мифологическом сознании предмет и его свойства, и его образ слиты воедино. Человек сам по себе не существует, ничего не значит. Имя, вещь, черты характера, поступки, социальные роли слиты с самою сущностью человека. Представление о предмете (каким бы фантастическим этот образ не был) и сам по себе предмет действительно неразрывны. Отсюда необычайная распространенность такого верования как фетишизм – обожествление предметов, явлений и обитателей природы, людей и их качеств. Именно фетишизм обеспечивает сознание и поклонение идолам, амулетам, талисманам, священным животным и т.п. Фетиш – это такой предмет, который уже в самом себе заключает некую духовную сущность или даже божество. Поэтому данная вещь обязательно обладает сверхъестественной силой.
5. Мифологическое сознание – это не теоретическое построение, не объяснение мира, а в большей мере практическое, поведенческое, активное состояние человеческого существования. Миф обязательно реализует себя через ритуал и магию. Ритуал (как священное, закрепленное в неизменной форме действие) призван воспроизвести, восстановить миф на практике. Через ритуал миф не только не забывается, но многократно повторяется и тем самым входит в «плоть и кровь» первобытного человека. Миф становится живой осязаемой реальностью именно благодаря ритуалу.
6. Магия же дает первобытному обществу и человеку ощущение материальной связи с духами, духовным миром. Некоторые культурологи называют магию праобразом, источником науки и техники. Действительно, магия – это не столько верование, сколько сами обрядовые действия, направленные на мир или людей с целью сверхъестественного воздействия на них, причем в достаточно узких, практических целях. Благодаря феномену магии становится понятно, что обожествлению природы в первобытном обществе нет границ. Ведь для мифологического сознания, по существу, нет жесткого разграничения между миром естественным, земным и миром сверхъестественным, загробным. И тот и другой миры подчиняются одним и тем же общеприродным, физическим законам. Оба эти мира состоят из одного и того же материального, природного естества. И магия, таким образом, не что иное, как первая попытка людей практически, в своих бытовых (врачебных, промысловых, военных) целях использовать законы природы. Более того, через магию человек пытался упорядочить ход природно-духовных явлений, внести некоторую закономерность в хаос бытия, наконец, начать управлять природными процессами, даже подчинять их себе жертвоприношениями, заклинаниями и прочим волшебством.
Ритуал и магия, таким образом, обеспечивали ощущение стабильности, взаимосвязанности и взаимообусловленности всего сущего, а главное возвращали человеку постоянное ощущение его единства с миром.
Мифологическое сознание посредством всех указанных верований создавало у человека ощущение целостности и гармонии бытия, всему придавало сверхзначимый глубокий смысл. Вот почему многие отмечают как одну из главных особенностей мифа следующую: миф – это смыслообразующее начало культуры, это образное, наглядное воплощение духовного уровня бытия, то есть адаптация духовного мира к условиям человеческого восприятия.
- Культурология Хабаровск 2003
- Е.А. Мельничук, е.Ю. Потапчук, т.А. Рямова культурология
- В.В. Грибунин, н.Г. Кулинич, н.Ф. Лисицына,
- Раздел I. Теория культуры предмет, задачи культурологии. Структура и функции культуры. Культурологические концепции
- Сущность культуры Развитие представлений о культуре
- Проблема определения культуры
- Сущность, строение и функции культуры
- Культура
- Словарь терминов
- Задания, контрольные вопросы, вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Культурологические концепции Освальд Шпенглер Освальд Шпенглер (1980-1936), немецкий ученый, приобрел особую популярность благодаря культурологическому труду "Закат Европы" (1914г.).
- Йохан Хейзинга
- Питирим Сорокин
- Концепция "культурно-исторических" типов н. Я. Данилевского
- Теория локальных цивилизаций Арнольда Тойнби
- Психоаналитические концепции в культурологии
- 1. Зигмунд Фрейд
- 2. Эрих Фромм
- 3. Карл Густав Юнг
- Ценностная концепция культуры
- Задания
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Раздел II. Историческая культурология первобытная культура
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Культура древнего и средневекового востока
- Задания
- 1. Тест
- Контрольные вопросы, вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Античный тип культуры (общая характеристика)
- Задания и контрольные вопросы
- Список использованной литературы
- Культура средневековой европы
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Словарь терминов
- Задания
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Европейская культура нового времени
- Словарь терминов
- Задания, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Становление славянской культуры
- Словарь терминов
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Культура средневековой руси
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Русская культура XVIII – XIX веков
- Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
- Список использованной литературы
- Экзаменационные вопросы