logo
Культурология

Ценностная концепция культуры

В целом ряде определений подчеркивается ценностно-нормативный характер культуры.

Немецкий культурфилософ Г. Риккерт (1883-1936) отличает культурные процессы и явления от природных по их соотнесенности с ценностями. Он указывал, что ценности не представляют собой ни физической, ни психической действительности. Ценности не существуют, но что-либо значат. Сущность ценностей заключается в их значимости. Таким образом, ценности могут возникнуть только при истолковании значения объектов. Источником ценности, по мнению немецкого философа Г. Лотце (1817-1881), является сознание человека. Ценность – это абстрактные понятия, которые выражают отношение человека к фактам действительности, приписывание им определенного (позитивного или негативного) значения. Только при взаимодействии человека с окружающим миром происходит отнесение к ценностям.

Возникают ценности в ходе акта оценивания (оценки) объектов и их свойств. В результате оценки объект может быть признан значимым (важным) или незначимым (неважным). Значимое признается ценным. При этом могут быть выделены ценности позитивные (комфорт, здоровье, богатство, красота) и негативные (дискомфорт, болезнь, бедность, безобразность). Позитивные ценности отражают положительную оценку, негативные – отрицательную. Вскрывается относительная природа ценностных установок, поскольку они насыщаются конкретным содержанием в каждой конкретной ситуации.

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) и американский философ Д. Дьюи (1859-1952) связывают возникновение ценностей с биологическими и психологическими (Д. Дьюи), общественными и индивидуальными (Э. Дюркгейм) потребностями. Ценность выражает способность объекта удовлетворять потребности субъекта.

Современный российский философ В.Н. Сагатовский считает, что ценности формируются как функции наиболее настоятельных потребностей и возможностей их удовлетворения: «Некоторые потребности превращаются в ценности – обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их удовлетворения».

Другой современный российский ученый Э.А. Орлова описывает процесс образования ценностей следующим образом:

  1. Осуществляется пробное действие.

  2. Действие проверяется и оценивается.

  3. Действие осмысляется и превращается в технологию и модели поведения.

Именно на третьем этапе возникают ценностные установки, которые служат своеобразными эталонами новых действий.

В марксистском учении о ценностях указывается на общность ценности и полезности.

Американский социолог Т. Парсоне (1900-1979) указывал, что ценность - то, что не осуществлено, но что желательно осуществить. Ценности представляются ориентационным базисом поведения и деятельности как отдельного индивида, так и общества в целом. Поэтому следует отметить, что всякая ценность предполагает норму реализации или отвержения.

Нормы – общепризнанные образцы, правила поведения или действия, которые являются устойчивыми регулятивными образованиями, утвержденными, признанными и оправданными членами сообщества. Нормы закрепляются прежде всего в обыденном сознании, они передаются в процессе общения, воспитания, ежедневной практики и поддерживаются общественным мнением, функционированием социальных институтов, силой привычки. Нормы предполагают действие по определенному шаблону.

В отличие от норм, ценности предполагают свободный выбор, творчество личности в отборе тех или иных образцов поведения. Советский философ М.М. Бахтин (1895-1975) подчеркивал, что без активного эмоционально-волевого отношения личности ценности превращаются в "пустые содержательные возможности".

Ценности реализуются только в деятельности (в поступке) человека. Немецкий философ В. Виндельбанд (1848-1915) считал, что противостояние ценностей и реальности является условием человеческой деятельности, цель которой воплощение ценностей в реальности.

Современный российский аксиолог Л.Н. Столович выделил в понятии "ценнность" три основных аспекта:

  1. Ценность – характеристика внешних свойств вещей и предметов;

  2. Ценность – психологические свойства личности;

  3. Ценность – складывающееся отношение между людьми в обществе.

Ценность превращает любой объект в объект культуры, так как значимость не является фактом природы, а всецело принадлежит специфически человеческому способу существования – культуре. В. Виндельбанд поэтому утверждает аксиологическую природу культуры.

Ценности вне культуры не существуют, поэтому можно рассматривать культуру как социальный способ бытия ценностей. Ценности являются основой культуры, поскольку каждую конкретную культуру можно представить как комплекс определенных ценностных ориентаций, которые выстраиваются в иерархическую систему. Своеобразие культурного типа обнаруживается в содержании и порядке подчинения его ценностных установок.

Культурный процесс представляется В. Виндельбанду распадом старых и появлением новых ценностных мотивов. Э. Дюркгейм ввел в употребление понятие “аномии” – временного ценностного вакуума, который возникает в период культурного кризиса, когда процесс дискредитации ценностей происходит особенно интенсивно. Подобные общественные явления зафиксировал немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844-1900) в конце XIXв. Он обозначил их понятием «переоценка ценностей». По мнению Ф. Ницше, общество должно вернуться от ценностей «деградации» к ценностям истинно жизненным, в основе которых лежат природные инстинкты. Человек должен уподобиться ребенку, творящему новые ценности в непрерывной бессознательной священной игре.