3.Культура, общество, личность
Культура-это всё, что уже не природа.
Культура-это культ- поклонение, почетание, религия.
Культура- воспитание , уход, забота, облагораживание в общем культивировании. (это воспитание и образование)
Культурология -это междисциплинарная наука, введена в 90-е. Изучает бытие человека в культуре.
(По лекциям)
Культура и общество.
Существуют три основных формы бытия: - человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.
Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.
Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура — это часть культуры общества.
Субкультуры — это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры — это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве.
В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества.
Типология субкультур:
- по возрастному признаку
- по территориальному
- по профессиональному
- по классовому
-по месту в обществе
Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:
- нормами, регулирующими отношения между людьми
- особенностями жизнедеятельности, истории, быта
- идеологическими различиями
Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры:
- рокеры
- скинхеды
- панки
- хиппи
Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян:
1) «Мажоры» - выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь.
2) «Яппи» - молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни.
3) «Люберы» (гопники) — выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.
Культура и личность
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.
Во-первых, как «продукт» культуры. Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек, прямо или опосредствованно, формируется как личность. Этот процесс не заканчивается с достижением возрастной зрелости.
Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации.
В-третьих, как «производитель» культуры, творчески порождающий новые культурные формы, либо интерпретативно.
И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.
При рассмотрении комплекса «личность и культура» пред нами встают сразу несколько сравнительно автономных проблем.
Прежде всего — это проблема «личность и общество», масштабы и границы прав личности на индивидуальную интерпретацию общественных норм и установлений. Фактически свобода заключается в знании или интуитивном ощущении линии пролегания границы между общественным и приватным, a также допустимой степени интерпретаций норм того и другого. Или, говоря иначе, максимум свободы — это максимальная культурная компетентность человека в данном сообществе, а максимальная несвобода — полная неосведомленность о принятых здесь нормах бытия.
Еще одна проблема. Человек не может жить в хаосе — это психологически невыносимо для него. Особенно, если речь идет о хаосе социальных отношений. Поэтому он, отчасти практически, а еще больше символически (интеллектуально, образно) упорядочивает окружающий его мир, придает ему некую условную понятийно-содержательную структуру и, благодаря этому, как-то ориентируется в мире (прежде всего в смыслах человеческих отношений). Осуществляя все эти практические и интеллектуальные действия, человек так или иначе эмоционально переживает их: свою солидарность и отчужденность от общества.
- 1. Становление понятия культура с древности до наших дней
- 1 Этап- Языческая культура.
- 2 Этап- Киевская Русь.
- 3 Этап - Татаро-Мангольское нашествие (13-14 вв)
- 4 Этап- Московское княжение 15-17 вв.
- 5 Этап-Петровская Русь.
- 6 Этап-«Золотой век» (19 в.)
- 7 Этап - «Серебряный век» (к.19-н20 вв)
- 8 Этап1 - Советская культура - 1917-1991 гг., 8 этап2 - Эмигрансткая культура - 1917-1991 гг.
- 9 Этап - Современная культура
- 2.Структура и функции культуры
- 3.Культура, общество, личность
- 4. Религия в системе культуры
- 5. Язык и символы культуры
- 6 Теория культурно - исторических типов и локальных цивилизаций
- 7. Психоаналитическая школа в культурологии
- 9. Игровая концепция культуры
- 10. Русская культурологическая мысль: западники и славянофилы
- 11.«Русская идея» н.Бердяева
- 14.Общая характеристика традиционных культур Востока (Др.Индия, Др.Китай)
- Буддизм в индии
- 15.Общая характеристика Античной культуры
- 16.Основные черты средневековой культуры Западной Европы
- 17.Культура эпохи Возрождения
- 18.Северное Возрождение и реформация
- 19.Культура европейского Просвещения
- 22. Социокультурный кризис: причины, проявления, преодоления