logo
1-24

3.Культура, общество, личность

Культура-это всё, что уже не природа.

Культура-это культ- поклонение, почетание, религия.

Культура- воспитание , уход, забота, облагораживание в общем культивировании. (это воспитание и образование)

Культурология -это междисциплинарная наука, введена в 90-е. Изучает бытие человека в культуре.

(По лекциям)

Культура и общество.

Существуют три основных формы бытия: - человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.

Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.

Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура — это часть культуры общества.

Субкультуры — это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры — это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве.

В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества.

Типология субкультур:

- по возрастному признаку

- по территориальному

- по профессиональному

- по классовому

-по месту в обществе

Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:

- нормами, регулирующими отношения между людьми

- особенностями жизнедеятельности, истории, быта

- идеологическими различиями

Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры:

- рокеры

- скинхеды

- панки

- хиппи

Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян:

1) «Мажоры» - выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь.

2) «Яппи» - молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни.

3) «Люберы» (гопники) — выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.

Культура и личность

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.

Во-первых, как «продукт» культуры. Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек, прямо или опосредствованно, формируется как личность. Этот процесс не заканчивается с достижением возрастной зрелости.

Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации.

В-третьих, как «производитель» культуры, творчески порождающий новые культурные формы, либо интерпретативно.

И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

При рассмотрении комплекса «личность и культура» пред нами встают сразу несколько сравнительно автономных проблем.

Прежде всего — это проблема «личность и общество», масштабы и границы прав личности на индивидуальную интерпретацию общественных норм и установлений. Фактически свобода заключается в знании или интуитивном ощущении линии пролегания границы между общественным и приватным, a также допустимой степени интерпретаций норм того и другого. Или, говоря иначе, максимум свободы — это максимальная культурная компетентность человека в данном сообществе, а максимальная несвобода — полная неосведомленность о принятых здесь нормах бытия.

Еще одна проблема. Человек не может жить в хаосе — это психологически невыносимо для него. Особенно, если речь идет о хаосе социальных отношений. Поэтому он, отчасти практически, а еще больше символически (интеллектуально, образно) упорядочивает окружающий его мир, придает ему некую условную понятийно-содержательную структуру и, благодаря этому, как-то ориентируется в мире (прежде всего в смыслах человеческих отношений). Осуществляя все эти практические и интеллектуальные действия, человек так или иначе эмоционально переживает их: свою солидарность и отчужденность от общества.