18.Северное Возрождение и реформация
Северное Возрождение — эпоха Возрождения в северной Европе, за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
К странам, в которых эпоха Возрождения наступила позже, чем в Италии, относятся Германия, Нидерланды, Голландия, Франция, Испания.
Общие черты Северного Возрождения: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Причины Реформации
Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, появление национальной буржуазии, (третьего сословия) которая не желала тратить деньги на дорогую церковь, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви. Церковь в лице Римского папы и монастырей владела огромными богатствами, что вступало в противоречие с учением Христа и стало причиной требовать «дешевую» церковь. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением.В протестантской церкви ничего этого и не будет. Католическая церковь была порождена феодальным строем, который к 14 – 15 вв. начал распадаться.
В протестантском движении были заинтересованы государства, находящиеся на достаточном расстоянии от Рима: Германия, Нидерланды, Англия, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. Латинский язык был уже совсем непонятен массам населения этих стран, которые говорили на своих национальных диалектах.
Ход Реформации
Её начало - выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества. Без обращения к католической церкви не было спасения в будущей жизни. Церковь особенно преследовала те учения, в которых спасение признавалось делом самого человека. Именно поэтому Реформация в лице Мартина Лютера провозгласила спасение человека – делом только его самого и его Веры, то есть ответственности перед богом. Для этого требовалось дать каждому верующему Библию на родном языке, и Мартин Лютер перевел ее на немецкий, заложив основы немецкого литературного языка. 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».
Крестьянская война
В Германии выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы. В 1523 году часть рыцарей, недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремление Лютера осуществить Реформацию мирным путём уже не осуществится. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером. Крестьяне требовали вернуться к временам, когда не было богатых и бедных, к идеям раннего христианства, к уравниванию всех в имуществе. Теперь религиозное учение обрело явно социальный характер. Крестьяне были разбиты. В то же время часть немецких князей выступила в защиту учения Лютера, подписав протестный документ. Их стали называть протестантами. Протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов.
Основные черты протестантизма
Догмат об оправдании верой, Священное писание - единственный источник веры. Богослужение на национальном языке. Отвергается учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей. Отсутствуют монастыри и монашество.
Реформация в других странах
Вскоре за этим Реформация победила в Дании и Норвегии. Швеции и Финляндии. Север Европы стал протестантским. Протестантство одержало победу и в Прибалтике, на землях Тевтонского ордена: в нынешней Латвии и Эстонии.
Реформация в Швейцарии была проведена Ульрихом Цвингли и Жаном Кальвином. Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним — вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, — вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Признаком того, что ты спасешься, является твоя добропорядочная жизнь, хороший дом и семья. Это стало мощным стимулом для труда, добропорядочной жизни и внутренней дисциплины в кальвинистских странах: Швейцарии, Англии и Голландии. Именно кальвинизм стал идеологической основой разгоревшейся Нидерландской революции, которую помимо религиозного недовольства вызвала экономическая и национальная политика короля Испании Филиппа II, возглавившего Контрреформацию. В самой же Испании католицизм обрел настоящего защитника.
Во Франции протестанты получили название гугеноты, и некоторое время пытались бороться за свои права. Но крепнувшая королевская власть – абсолютизм – видела свою поддержку в католицизме и нанесла гугенотам страшное поражение во время Варфоломеевской ночи, когда были убиты в Париже тысячи гугенотов. Франция осталась католической.
Реформация в Англии была проведена в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. Церковь в Англии получила название англиканской.
Результаты Реформации
Реформация расколола Европу на северные страны, ставшие в большинстве протестантскими, и католический юг.
Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой (объединение Польши и Литвы), во Франции. В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые, капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих богослужений способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические.
- 1. Становление понятия культура с древности до наших дней
- 1 Этап- Языческая культура.
- 2 Этап- Киевская Русь.
- 3 Этап - Татаро-Мангольское нашествие (13-14 вв)
- 4 Этап- Московское княжение 15-17 вв.
- 5 Этап-Петровская Русь.
- 6 Этап-«Золотой век» (19 в.)
- 7 Этап - «Серебряный век» (к.19-н20 вв)
- 8 Этап1 - Советская культура - 1917-1991 гг., 8 этап2 - Эмигрансткая культура - 1917-1991 гг.
- 9 Этап - Современная культура
- 2.Структура и функции культуры
- 3.Культура, общество, личность
- 4. Религия в системе культуры
- 5. Язык и символы культуры
- 6 Теория культурно - исторических типов и локальных цивилизаций
- 7. Психоаналитическая школа в культурологии
- 9. Игровая концепция культуры
- 10. Русская культурологическая мысль: западники и славянофилы
- 11.«Русская идея» н.Бердяева
- 14.Общая характеристика традиционных культур Востока (Др.Индия, Др.Китай)
- Буддизм в индии
- 15.Общая характеристика Античной культуры
- 16.Основные черты средневековой культуры Западной Европы
- 17.Культура эпохи Возрождения
- 18.Северное Возрождение и реформация
- 19.Культура европейского Просвещения
- 22. Социокультурный кризис: причины, проявления, преодоления