11.«Русская идея» н.Бердяева
Николай Александрович Бердяев был одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины ХХ века, который написал сотни работ, посвященных различным философским, социологическим, политическим проблемам, проблемам искусства, морали. Глубоко верующий человек, Бердяев презирал официальную православную церковь за косность и черносотенство. В 1915 году его даже привлекли к суду за нападки на Священный Синод.
Бердяева, оставшегося в России и после 1917 года, дважды арестовывали. В 1922 г. ученого выслали из страны. Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946),
Русская идея, по мнению Н.А.Бердяева, тесно связана с православием, в глубине которого заложена большая свобода, чем в католичестве. Русская идея – это идея всечеловечности и братства людей и народов. Значительное внимание уделяется в книге вопросу о русском национальном характере, об исторических путях России, которая не призвана к материальному благоустройству и благополучию европейского типа. Согласно Н.А.Бердяеву, в русском народе присутствует свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земного комфорта. Тайна русской души и русской идеи заключается в искании града Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю Небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага. В своей работе Н.А.Бердяев приходит к выводу, что русская идея состоит из пяти основных элементов: 1. Нигилизма; 2. Анархизма; 3. Социализма; 4. Эсхатологизма; 5. Мессианизма.
Апогеем классического жанра сочинений о русской идее стала книга Н. Бердяева “Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века” (Париж, 1946). Бердяев по существу выразил несогласие с русской идеей Соловьева. Не отказываясь от христианских перспектив и измерения русской идеи, Бердяев в то же время отчетливо заявил о существовании собственных национальных, духовно-метафизических интересов России, что в его понимании является главным итогом последнего этапа развития отечественной мысли. Россия так и не смогла принять новоевропейский гуманизм с его формальной логикой, “секулярной серединностью”. Нужно движение вперед к эпохе Св. Духа, к новой коммюнотарности (общественности, соборности). Характерным и новым качеством бердяевской метафизики национального духа было восприятие русской интеллектуальной истории как целостности, без изъятий и искусственных перерывов ее органического развития. В 10-ю главу своей “Русской идеи” Бердяев поместил и Петра I, и декабристов с Радищевым, Белинского и Пушкина, Достоевского и Гоголя, славянофилов и Тютчева, Соловьева, Толстого, Герцена, Розанова, Чернышевского, Писарева и Ленина, Кропоткина и Бакунина, Михайловского, Леонтьева, Федорова, культурное возрождение начала 20 в.
12. Русский национальный характер: сущность и особенности (из Русской идеи Бердяева брала)
Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: "Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить". Для достижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви. Эмпирически столь многое отталкивает в русской истории. Это так сильно выражено в стихотворении верующего славянофила Хомякова о грехах России. Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе cильную любовь и сильную ненависть. Это народ, вызывающий беспокойство народов Запада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно, именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории .—Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко- Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он. не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям.
С киевской Россией, с Владимиром Святым связаны былины и богатыри. Но рыцарство не развилось на духовной почве православия. В мученичестве св. Бориса и св. Глеба нет героизма, преобладает идея жертвы. Подвиг непротивления — русский подвиг. Опрощение и уничижение — русские черты. Также характерно для русской религиозности юродство — принятие поношения от людей, посмеяние миру, вызов миру. Известна склонность русского народа к разгулу и анархии при потере дисциплины Русский народ не только был покорен власти, получившей религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и Пугачева. Русские — бегуны и разбойники. И русские - странники, ищущие Божьей правды. Странники отказываются повиноваться властям. Путь земной представлялся русскому народу путем бегства и странничества. Россия всегда была полна мистико-пророческих сект. Очень сильна в русском народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. Земля - последняя заступница.
(Это просто с сайта, вдруг мало будет)
Трудолюбие, одаренность.
Русский человек одарен и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Только честный заработок ценился народом: “Легко добыто, легко и прожито”, “Даровой рубль дешев, нажитой дорог”. И в воспитании молодых предпочтение отдавалось труду: “Не учи безделью, а учи рукоделью”.
Свободолюбие
К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона. Например, пословицы: “Хоть тяжелая доля, да все своя воля”, “Своя воля дороже всего”, “Вольность всего дороже”, “Воля птичке дороже золотой клетки”, “Что хочу, то и ворочу”, “Своя рука владыка” – говорят о стремлении к свободолюбию.
Сила воли, мужество и смелость
Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов в мирном строительстве. В пословицах находят отражение черты русских воинов: “Лучше смерть в бою, чем позор в строю”, “Либо полковник, либо покойник”. Эти же черты проявляются и в жизни мирных людей. “Кто не рискует, тот не пьет шампанского” – о том, что русский народ любит рисковать. “Либо пан, либо пропал” – о решимости предпринять что-либо, рискнуть, несмотря на возможный провал, гибель. Близки по значению и пословицы: “Или грудь в крестах, или голова в кустах”, “Либо в стремя ногой, либо в пень головой”, “Либо рыбку съесть, либо на мель сесть”.
Пословица “Волков бояться – в лес не ходить” говорит о том, что нечего и браться за дело, если страшиться предстоящих трудностей. А смелому всегда сопутствует удача: “Удача – спутник смелого”, “Кто смел, тот и съел”.
Доброта
Характерные черты русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Многие пословицы и поговорки иллюстрируют эти черты: “Доброму бог помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”. Однако слишком смирного пословицы осуждают: “Его разве только ленивый не бьет”, “Смирную собаку и кочет бьет”.
Терпение и стойкость
Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.
Гостеприимство, щедрость и широта натуры
Русское гостеприимство общеизвестно: “Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение: “Коли есть, что в печи, все на стол мечи!”, “Гостю щей не жалей, а погуще налей”. Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор.
Отзывчивость
Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному состоянию, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. Особое внимание русские уделяют отношению к соседям: “Худое дело обидеть соседа”, “Жить в соседах – быть в беседах”, “Близкий сосед лучше дальней родни”, “Межи да грани – ссоры да брани”.
Религиозность
Одной из глубинных черт русского характера является религиозность. Религиозное мировоззрение сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная глубинная черта русской национальной личности отражается с древнейших времен в фольклоре, в пословицах: “Жить – Богу служить”, “Сильна божья рука”, “Божья рука – владыка”, “Никто не может, так Бог поможет”, “С Богом пойдешь, до блага дойдешь” – эти пословицы говорят о том, что Бог всемогущий, и помогает верующим во всем. В представлении верующих Бог – идеал совершенства, он и милосерден, и бескорыстен, и мудр: “У Бога милости много”, “Бог на милость не убог”, “Друг обо друге, а Бог обо всех”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”. У Бога щедрая душа, он рад принимать любого человека, который обращается к нему, его любовь неизмеримо велика: “Кто к Богу, к тому и Бог”, “Любящих и Бог любит”, “Бог полюбит, так не погубит”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”.
13. Основные черты культуры России советского периода (взято из История русской культуры IX √ XX вв. / под ред. Л. В. Кошман, Кравченко А. И. Культурология.)
Часть современных учёных, воспитанных в советской стране и хранящих добрую память о её достижениях, выступают апологетами советской культуры и оценивают её как вершину мировой цивилизации. С другой стороны, либерально настроенные учёные склонны к другой крайности: весьма мрачным оценочным суждениям о культуре советского периода, описываемой в понятиях тоталитаризма и репрессивности по отношению к личности. Истина, по всей видимости, лежит посередине этих двух крайних мнений, поэтому попытаемся воссоздать объективную картину советской культуры, в которой мы обнаружим как крупные изъяны, так и высочайшие культурные взлёты и достижения.
Для того, чтобы понять уникальность советского типа культуры, необходимо выделить её основные черты и ценности, на которых она основывалась и проследить взаимодействие официальных установок в области культуры с реальной практикой и жизнью российского общества в условиях социализма. Хронологически история советской культуры подразделяется на несколько периодов:
−1930-е √ середина 1950-х годов √ период тоталитаризма;
−середина 1950-х до середины 60-х годов √ период оттепели
−вторая половина 1960-х √ 1985 год √ так называемая эпоха застоя
−1985√1991 год √ Перестройка и распад СССР.
В качестве основополагающей особенности советской культуры можно главенствующую роль идеологии практически во всех сферах общественной и культурной жизни. С Октябрьской революции 1917 года в России целенаправленно закладывались основы не только новой государственности (однопартийного коммунистического режима), но и принципиально иного типа культуры. Идеология марксизма-ленинизма легла в основу новой системы ценностей, ориентиров и норм, пронизывающих все области культурной жизни. В области мировоззрения эта идеология культивировала материализм и воинствующий атеизм. Экономика объявлялась базисом общества, а политика, право и культурная сфера (мораль, искусство, философия, религия) считались вторичной. Экономика становилась плановой, т. е. аграрное и промышленное развитие в масштабах всей страны планировалось на каждые пять лет. Конечной целью было объявлено строительство коммунизма высшей общественно-экономической формации и общества светлого будущего, бесклассового (т. е. абсолютно равноправного), в котором каждый будет отдавать по способностям, а получать по потребностям.
О реформе образования стоит сказать более подробно. В 1919 году большевистским правительством была запущена кампания по ликвидации безграмотности, в ходе которой была создана развернутая система общедоступного народного образования. Идеократия в области искусства проявилась в том, что последнее воспринималось инструментально как орудие пропаганды социалистических идеалов.
В первые годы советской власти в условиях временной свободы и плюрализма в живописи процветало новаторское течение авангардизма, сложившееся ещё в период Первой мировой войны. С 1915 года в Москве существовали объединение Бубновый валет и кружок Супремус. Среди основателей абстрактного искусства важное место принадлежит В. В. Кандинскому, который, эмигрировав в Германию, прославился как один из создателей объединения Синий всадник. Не менее известным художником-авангардистом стал К. С. Малевич, зачинатель искусства геометрической абстракции, или супрематизма (от лат. supremus √ высший, последний). В 1915 году Малевич представил публике свою выставку в Петрограде, которая состояла из 39 ╚беспредметных╩ произведений, среди которых √ весьма известный ╚Чёрный квадрат╩. Принципами нового искусства авангардизма стало освобождение от порабощения сюжетом и предметами, при попытке открытия внутренних законов искусства. Одной из центральных фигур русского авангарда также был В. Е. Татлин, считающийся основоположником течения конструктивизма, которое официально признавалось властями до 1921 года в качестве ведущего направления революционного искусства. Сущность конструктивизма заключалась в утилитарном использовании абстрактного искусства. Из недр этого течения вышло прикладное искусство ╚художников-инженеров╩, ориентированное на создание строго функционально обусловленных бытовых вещей.
Но это был краткий период полной свободы творчества при фактическом отсутствии цензуры. Позже в области художественного творчества утвердился единственно правильный метод социалистического реализма (с 1929 года).
Из-за максималистской установки на разрушение основ старого мира и его полного переустройства в очень короткий срок были подорваны все основы национальной жизни.
Правительство под руководством И. В. Сталина отказалось от курса на мировую революцию, провозгласив лозунг о построении первой фазы коммунизма, социализма, в отдельно взятой стране (СССР). Сталинский период принято оценивать как эпоху тоталитаризма, тотального контроля государства во всех сферах общественной жизни, массовых репрессий и жёсткого подавления любого инакомыслия. Однако именно при Сталине произошёл переворот в культурной политике большевиков от интернационализма к национал-большевизму. В 1940-е годы, во время тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны, произошла трансформация отношения государства к национальным основам жизни страны. От пролетарского космополитизма и русофобии сталинская власть повернулась в сторону поддержки национального духа. Были реабилитированы русская история и культура, превратившись из объекта нападок в предмет почитания. На экранах появились исторические кинофильмы национально-патриотической направленности (такие как Александр Невский, Иван Грозный С. М. Эйзенштейна). Произошёл отказ от установки на ликвидацию церкви и религиозных пережитков. После 18-летнего перерыва был избран патриарх Русской православной церкви (1943 г.), многие представители духовенства были амнистированы, вновь открылись духовные учебные заведения академии и семинарии. После окончания войны Сталин недвусмысленно подчеркнул особые заслуги русского народа в деле победы над фашистской Германией.
После смерти Сталина наступил так называемый период оттепели. Власти предоставили некоторую свободу художникам, работающим в области живописи, музыки и других видов искусства. Но она распространялась главным образом на форму. На рубеже 50√60-х гг. проявились тенденции нового авангарда в живописи, который выступил против фальши и парадности в искусстве. Наибольших достижений в данный период добилась советская наука. Господство материалистического и сциентистского мировоззрения и сознательная политика государственной поддержки развития технических знаний привели к невиданным ранее научно-техническим достижениям. Заслуга начала освоения космического пространства принадлежала Советскому Союзу
Хотя время с середины 60-х до середины 1980-х годов принято называть застойным, поскольку государство развивалось в основном по инерции, за счёт завоеваний, достигнутых на предыдущих этапах развития, в отношении искусства данное понятие вряд ли применимо. (Шолохов, А. И. Солженицын, кинофильмы, комедии Л. И. Гайдая)
В период перестройки, начавшейся с новой культурной политики, проповедующей гласность и плюрализм мнений, произошло возвращение творческого наследия деятелей искусства, находившихся ранее под идеологическим запретом (А. И. Солженицына, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, В. В. Набокова и др.). В сфере искусства человек творчества теперь мог вздохнуть более свободно. Однако система образования и фундаментальная наука, долгое время являвшиеся предметом национальной гордости, вследствие неудачного реформирования приходят к состоянию кризиса, из которого они не выбрались до сих пор.
- 1. Становление понятия культура с древности до наших дней
- 1 Этап- Языческая культура.
- 2 Этап- Киевская Русь.
- 3 Этап - Татаро-Мангольское нашествие (13-14 вв)
- 4 Этап- Московское княжение 15-17 вв.
- 5 Этап-Петровская Русь.
- 6 Этап-«Золотой век» (19 в.)
- 7 Этап - «Серебряный век» (к.19-н20 вв)
- 8 Этап1 - Советская культура - 1917-1991 гг., 8 этап2 - Эмигрансткая культура - 1917-1991 гг.
- 9 Этап - Современная культура
- 2.Структура и функции культуры
- 3.Культура, общество, личность
- 4. Религия в системе культуры
- 5. Язык и символы культуры
- 6 Теория культурно - исторических типов и локальных цивилизаций
- 7. Психоаналитическая школа в культурологии
- 9. Игровая концепция культуры
- 10. Русская культурологическая мысль: западники и славянофилы
- 11.«Русская идея» н.Бердяева
- 14.Общая характеристика традиционных культур Востока (Др.Индия, Др.Китай)
- Буддизм в индии
- 15.Общая характеристика Античной культуры
- 16.Основные черты средневековой культуры Западной Европы
- 17.Культура эпохи Возрождения
- 18.Северное Возрождение и реформация
- 19.Культура европейского Просвещения
- 22. Социокультурный кризис: причины, проявления, преодоления