logo
Бычков Виктор Васильевич

II . Темы студенческих рефератов и курсовых работ

1. Эстетика как философская наука

2. Эстетика как феномен культуры

3. История эстетики перед лицом современности

4. Теоретический смысл истории эстетической мысли

5. Предмет эстетики

6. Эстетические универсалии культуры

7. Историческая динамика эстетических категорий

8. Два этапа и процесса в истории эстетики

9. Имплицитная эстетика. Основные исторические этапы и характеристики

10. Эксплицитная эстетика. Возникновение, основные исторические этапы и направления

11. Основные проблемы, поставленные античной эстетикой

12. Аристотель как первый теоретик эстетики

13. «Поэтика» Аристотеля

14. Трактат «О возвышенном»

15. Античные риторики как эстетический источник

16. Эстетика неоплатонизма

17. Эстетические идеи патристики

18. Эстетика Аврелия Августина

19. Проблема ритма в античной и средневековой эстетике

20. Смысл иконы в византийско‑русской культурной традиции

21. Художественное пространство в русской иконе

22. Эстетический смысл канона в искусстве

23. Художественный язык древнерусского искусства

24. Эстетические взгляды П. Флоренского

25. Софиология как эстетика у С. Булгакова

26. Эстетический смысл теургии

27. Эстетика западноевропейского Средневековья

28. Итальянское Возрождение как новый этап в истории эстетики

29. Классицизм в эстетике и искусстве

30. Эстетические трактаты Г.Э. Лессинга

31. Эстетика Просвещения. Главные представители и идеи

32. Эстетика романтизма. Основные идеи и художественная практика

33. Природа и искусство в эстетике романтиков

34. Реализм и натурализм в искусстве

35. Немецкая классическая эстетика

36. «Критика способности суждения» И. Канта

37. Прекрасное и возвышенное по И. Канту

38. Смысл игры в эстетике И.Ф. Шиллера

39. Идеи эстетического воспитания у И.Ф. Шиллера

40. «Философия искусства» Ф.В. Шеллинга

41. Три стадии развития искусства по Г.В.Ф. Гегелю

42. «Эстетика жизни» русских мыслителей XIX в.

43. Прекрасное и искусство в философии Вл. Соловьева

44. Вл. Соловьев и символизм

45. Художественный символ в западноевропейском символизме

46. Символизм в понимании Андрея Белого и Вячеслава Иванова

47. Диалектика художественной формы по А.Ф. Лосеву

48. Эстетическое и художественное

49. Субъект‑объектный характер эстетического

50. Место эстетического в культуре

51. Вкус как эстетическая категория

52. Развитие вкуса как основа эстетического воспитания

53. Красота и прекрасное в истории эстетики

54. Прекрасное в век техногенной цивилизации

55. Актуальность прекрасного по Г.Г. Гадамеру

56. Безобразное как «другое» прекрасного

57. Средневековое искусство в модусе возвышенного

58. Игра как эстетическая парадигма

59. «Игра в бисер» Г. Гессе как эстетический источник

60. Эстетический смысл трагического

61. Многообразие комического в жизни и в искусстве

62. Ирония в истории и современности

63. Иронизм в постмодернизме

64. Искусство как эстетический феномен

65. Смысл искусства по М. Хайдеггеру

66. Художественное произведение в понимании Т. Адорно

67. Что есть «истина» в искусстве?

68. «Познавательный» смысл искусства. «Знание» в искусстве

69. Феномен искусства по Р. Ингардену

70. Научно‑технический прогресс и искусство

71. Искусство и современная техника

72. Искусство в век электроники

73. Эстетический смысл катарсиса

74. Мимесис как сущностный принцип искусства

75. Художественный образ и символ

76. Форма и содержание в искусстве

77. Психология искусства (по Л. Выготскому)

78. Социология искусства

79. Аксиология искусства

80. Морфология искусства

81. Герменевтика искусства

82. Семиотика искусства

83. Информационная эстетика

84. Стиль в искусстве

85. Ф. Ницше как предтеча нонклассики

86. 3. Фрейд как предтеча нонклассики

87. «Переоценка ценностей» в ХХ в.

88. Экзистенциализм и эстетика

89. Структурализм и эстетика

90. «Текст» как категория в структурализме

91. Место и роль авангарда в художественно‑эстетической культуре ХХ в.

92. Эстетические взгляды русских авангардистов (В. Кандинский, К. Малевич)

93. Духовное в искусстве (по В. Кандинскому и П. Флоренскому)

94. Художественное пространство в искусстве

95. «Формальная школа» в русском литературоведении

96. Футуризм как экспериментальная лаборатория эстетики

97. Сюрреализм как путь к бессознательному

98. Автоматизм как основа творчества в сюрреализме

99. Эстетический смысл ready‑made M. Дюшана для искусства ХХ в.

100. Эстетические парадигмы модернизма

101. Поп‑арт

102. Концептуализм

103. Эстетика постмодернизма

104. Авангард, модернизм, постмодернизм

105. Консерватизм в искусстве ХХ в.

106. Эстетика массовой культуры

107. Эстетика средств массовой коммуникации (масс‑медиа)

108. Высокая мода как эстетический феномен

109. Эстетические параметры спорта ПО. Эстетика рекламы

111. Видеоклип как эстетический феномен

112. Эстетика, антиэстетика, параэстетика пост ‑культуры

113. Основные паракатегории нонклассики

114. Артефакт и произведение искусства

115. Абсурд и творчество

116. «Заумь» на пути поиска новой выразительности

117. Вещь вместо произведения искусства

118. Вещь как артефакт

119. Телесность, тело и его интенции в современной арт‑среде

120. Повседневность как арт‑феномен

121. Симулякр и образ

122. Парадокс как эстетический принцип нонклассики

123. Эстетизированная среда обитания

124. Энвайронмент

125. Современные арт‑практики (акция, хэппенинг, перформанс)

126. Деконструкция как творческий принцип

127. Интернет и перспективы сетевого искусства

128. Гипертекст как принцип организации художественной структуры

129. Виртуальная реальность и художественный образ

130. От классики к постнеклассической эстетике (тенденции движения)

131. Возможны ли эстетические универсалии культуры?