Конструктивизм
На стыке кубизма, кубофутуризма, геометрического абстакционизма сформировался конструктивизм (фр. constructivisme от лат. constructio – построение) – одно из главных направлений авангарда, поставившее в центр своей эстетики и художественной практики категорию конструкции, которая, однако, не получила у самих конструктивистов однозначного определения.
Возникнув в России, а затем и в Западной Европе в среде материалистически и сциентистски ориентированных архитекторов и художников, активно приветствовавших НТП, а в России и коммунистическую революцию, конструктивизм выдвинул конструкцию в качестве некоего научно‑технологического и принципиально нового понятия в противовес традиционной художественной категории композиции. В среде конструктивистов прошла бурная дискуссия по выявлению смысла понятия «конструкция». Если обобщить их представления, то в целом они склонялись к тому, что композиция – это некая вкусовая, т.е. основанная на художественном вкусе, система принципов организации неутилитарного произведения искусства, а конструкция – целесообразная (нередко основанная на рациональных основаниях) организация (организация – тоже значимая категория в конструктивизме) элементов художественной структуры, имеющей конкретное утилитарное или функциональное назначение, и ориентированная на оптимальное сопряжение функции, возможностей соответствующего материала и художественного облика; это – художественно‑техническая целесообразность конкретной организации элементов некоего целого; некий рационалистически обоснованный тип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигается функция (функционализм), а не художественно‑эстетическая значимость. Однако в понимании конструкции и вообще искусства у конструктивистов не было единства. Особенно резко расходились здесь западные и советские конструктивисты 1920‑х гг.
В конструктивизме достаточно четко различаются две фазы, которые исторически вылились в две линии его развития: 1) неутилитарный конструктивизм, близкий к геометрической абстракции, так называемое отвлеченное конструирование и 2) прикладной конструктивизм, «производственно‑проектный», принципиально утилитарный. Конструктивизм возник как логическое продолжение экспериментов кубистов и русских кубофутуристов в области исследования формы, пространства, объема, структуры в пластических искусствах. Родоначальником конструктивизма считается Владимир Татлин, который в 1913‑1914 гг. создал ряд так называемых угловых рельефов, выведя поиски пластической выразительности из плоскости картины в «реальное» пространство экспонирования с использованием «реальных» материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета. Фактически первые «рельефы» Татлина – это кубофутуристические структуры, вынесенные с плоскости холста в пространство.
В самой живописи в это же время появились и первые супрематические работы (т.е. геометрические абстракции) Малевича, также развивавшие далее эксперименты кубофутуристов, но в ином направлении. Объединял их чистый неутилитаризм. Для этой (неутилитарной) фазы конструктивизма (и этой линии – ее продолжат затем Н. Габо, А. Певзнер и многие западные конструктивисты) характерна идущая еще от Сезанна и кубистов тенденция к выявлению реальной конструкции, внутренней архитектонической структуры предмета и ее закреплению в пластических (плоскостных или объемных) формах. На первом плане здесь остается (как и в абстрактном искусстве) еще чисто эстетическая функция.
Другая фаза конструктивизма приходится уже на послереволюционный период в России, и она также связана с именем Татлина. Ее знаменует созданный им проект Монумента III Интернационалу (так называемая «Башня» Татлина, 1919‑1920). Здесь уже создание «конструкции» подчинено конкретной утилитарной цели – воплощению идеи социально‑политической роли в истории III (коммунистического) Интернационала. Русский конструктивизм добровольно встает на службу революционной идеологии большевиков и уже до конца своего существования в России (конец 1920‑х гг.) сохраняет свою привязанность к этой идеологии. При этом сам Татлин после своей «Башни» не делает каких‑либо существенных шагов в этом движении и остается как бы в стороне от него.
На первый план выходят его соратники и продолжатели А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья В. и Г. Стенберги и др. Центрами формирования теории конструктивизма и ее реализации становятся ВХУТЕМАС (с 1920 г.), ИНХУК (1921), театр и мастерские Вс. Мейерхольда, журнал «ЛЕФ». Основной вклад в теорию и идеологию прикладного, или " производственно‑проектного ", конструктивизма, или «производственного искусства» (искусства как производства и искусства для производства), внесли на разных этапах Н. Пунин (еще в 1919 г. он определил художественную культуру как «организацию материальных элементов» и выделил в качестве основных единиц современного пластического мышления материал, объем и конструкцию); Б. Арбатов, считавший, что целью искусства является наполнение мира не прекрасными образами‑отражениями, а конкретными предметами, отвечавшими духу революционного (нового) времени; А. Ган – автор книги «Конструктивизм» (1923), утверждавший идею искусства как труда и производства, равного любой другой трудовой деятельности; В. Маяковский, направивший весь свой могучий талант и пафос на утверждение и организацию средствами искусства новой жизни, которая виделась ему в синтезе коммунистической идеологии и глобальной индустриализации всего (в 1919 г. он писал: «Мы // разносчики новой веры, // красоте задающей железный тон. // Чтоб природами хилыми не осквернили скверы, // в небеса шарахаем железобетон»).
Конструктивисты советского периода видели главное назначение своего искусства, во‑первых, в создании агитационно‑пропагандистской продукции (агитплакаты, окна РОСТА, украшение городов к пролетарским праздникам и т.п.); во‑вторых, в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов утилитарного обихода) по художественно‑функциональным принципам, разработанным ими; в‑третьих, во внедрении принципов художественно‑технологического проектирования и конструирования практически в любое производство (превратить производство в искусство, а искусство – в производство); в‑четвертых, в распространении принципов конструктивизма на все искусства (в частности, особенно активно конструктивизм внедрился в театр того времени); в‑пятых, в организации на своих принципах художественно‑педагогической деятельности, в подготовке кадров для «производственного» искусства (этим в основном занимался ВХУТЕМАС). Рационализм, технологичность, функциональность, практицизм, тектоничность, фактурность материала и т.п. понятия из арсенала техноцентристской цивилизации становятся главными категориями в теориях конструктивистов.
Даже термин «художник» заменяется у них словом «мастер». Сильное влияние идеи и принципы конструктивизма оказали на советскую архитектуру 1920‑х гг. (братья Веснины, М. Гинзбург, Б. Иофан, И. Леонидов, К. Мельников и др.). Со второй половины 1920‑х гг. многие радикально‑техницистские принципы и проекты конструктивистов стали все больше расходиться с идеологическими установками большевиков. Власти начали резко отмежевываться от конструктивизма, а позже и заклеймили его представителей формалистами, лишив возможности заниматься творчеством или существенно ограничив его рамки. Некоторые конструктивисты (в основном неутилитарного направления, в частности, Габо и Певзнер) еще в начале 1920‑х гг. покинули Россию, не находя в ней применения своим силам. Они, как и Татлин, остававшийся в России, оказали сильное влияние на западный конструктивизм.
Считается, что конструктивизм на Западе берет свое начало от изданной в 1918 г. книги Ле Корбюзье и А. Озанфана «После кубизма», в которой утверждается, что конструктивные принципы составляют основу любого искусства, а после кубизма они стали его самоцелью. В Голландии близким к конструктивизму было движение неопластицизма, сформировавшееся вокруг журнала «Де Стайл» и возглавлявшееся Т. ван Дуйсбургом и П. Мондрианом. В статье «Элементарная формация» (1923) Дуйсбург утверждал, что в основе их метода лежат простота и ясность геометрических пропорций, четкость конструктивных решений, функциональность, строгая логика и рациональность и отсутствуют полностью какой‑либо психологизм, эмоциональность, анархия формы, пафос, индивидуалистическая рефлексия.
Первое официальное утверждение конструктивизма в Европе произошло в 1922 г. в Дюссельдорфе, когда Дуйсбург, Н. Габо и кинорежиссер Г. Рихтер объявили о создании «Международной фракции конструктивистов». Впоследствии в тех или иных формах международное движение конструктивизма существовало до 1960‑х гг. в Европе и Америке, хотя на американском континенте оно не было особо популярным. Помимо указанных художников к нему на разных этапах примыкали такие известные мастера, как Л. Моголи‑Надь, Н. Габо, Б. Никольсон, Г. Арп, группа издателей журнала « Структура» (с 1958 г.). Это – линия неутилитарного конструктивизма.
Особое, как бы срединное положение между двумя крайними линиями в конструктивизме занимал «Баухауз» (Bauhaus – дословно «Гильдия строителей») – организованная архитектором В. Гропиусом в 1919 г. в Германии художественно‑промышленная школа, которая активно функционировала последовательно в Ваймаре, Дессау и Берлине до 1933 г., когда была закрыта нацистами. Согласно концепции Гропиуса, целью этой школы‑мастерской была подготовка художников‑конструкторов на основе объединения новейших достижений искусства, науки и техники. Приглашенные им в качестве профессоров крупнейшие художники ХХ в. (среди них П. Клее, В. Кандинский, О. Шлеммер, Л. Моголи‑Надь, Т. ван Дуйсбург), архитекторы, теоретики искусства и художники‑прикладники (все они назывались в «Баухаузе» мастерами) должны были обеспечить в двух «мастерских» (творческой и производственной) обучение процессу формообразования на основе единства материального и духовного начал, технической, эстетической и художественной деятельности. Поэтому здесь ко двору пришлись и такие «интуитивисты» в искусстве, как Кандинский и Клее (что немыслимо было у русских конструктивистов), и такие «геометристы», как Дуйсбург и Моголи‑Надь. От изучения художественно‑эстетических законов действия цвета, формы, объема и их взаимоотношений; отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно‑конструктивного мышления современных архитекторов, художников‑прикладников и конструкторов (или дизайнеров).
В лоне конструктивизма зародился и получил свое первое оформление и теоретико‑практические навыки дизайн ХХ в., от конструктивизма ведут свое начало такие художественные направления, как кинетическое искусство, минимализм, отчасти концептуализм. Конструктивизм оказал сильнейшее влияние на архитектуру и прикладные искусства ХХ в.
- Виктор Васильевич Бычков Эстетика
- Аннотация
- Виктор Бычков Эстетика
- Введение
- Эстетика – это наука о гармонии человека с Универсумом.
- Раздел 1. Классическая эстетика
- Глава I . Эстетика в свете истории
- § 1. Имплицитная эстетика
- Античность
- Патристика
- Греко‑православное направление
- Икона – особый символ.
- Россия Нового времени.
- Западноевропейское направление
- Средние века.
- Позднесредневековый период
- Францисканец Бонавентура
- Новое время.
- Иррационально‑духовное направление.
- Эстетика романтизма
- Солипсистское направление в символизме
- § 2. Эксплицитная эстетика Западная Европа
- Владимир Соловьев
- Ранний Лосев
- Глава II . Основные эстетические категории
- § 1. Эстетическое
- Место и функции эстетического в жизни и культуре
- Реализация эстетического
- Эстетический опыт
- Феноменологический аспект эстетического опыта
- Катарсис
- § 2. Вкус
- § 3. Прекрасное. Красота
- Прекрасное в имплицитной эстетике
- Прекрасное в эксплицитной эстетике
- § 4. Возвышенное
- Возвышенное в имплицитной эстетике
- Возвышенное в эксплицитной эстетике
- § 5. Безобразное
- Безобразное в греко‑римской античности
- Безобразное в христианской эстетике
- Безобразное в философской эстетике
- § 6. Игра
- § 7. Трагическое. Комическое. Ирония Трагическое
- Комическое
- Глава III . Искусство
- § 1. Искусство как эстетический феномен
- Искусство в античном мире
- Искусство в христианской культуре
- Искусство в эпоху научно‑технического прогресса
- § 2. Основные принципы искусства
- Мимесис
- Художественный образ
- Художественный символ
- Форма‑содержание
- Раздел 2. Нонклассика. Эстетическое сознание в хх веке
- Глава IV. Эстетика парадокса
- § 1. Глобальные метаморфозы культуры Духовные приоритеты Культуры
- Пост‑культура
- § 2. Основная симптоматика эпохи
- Фрейдизм
- Значимые парадигмы столетия
- § 3. Главные тенденции художественно‑эстетического сознания Переоценка ценностей
- Конвенциональная эстетика
- Эстетический телеологизм художественной культуры
- Новые парадигмы сознания
- Глава V . Феноменология искусства: авангард
- § 1. Общие принципы
- Классификация
- По отношению к нтп
- В отношении духовности
- По отношению к политическим движениям
- § 2. Основные направления авангарда
- Экспрессионизм
- Абстрактное искусство
- Василий Кандинский.
- Супрематизм Казимира Малевича
- Конструктивизм
- Футуризм
- Велимир Хлебников
- Дадаизм
- Реди‑мейдс.
- Сюрреализм
- Хуан Миро
- Глава VI . Феноменология искусства: модернизм. Постмодернизм
- § 1. Модернизм
- Символ хх века
- Конкретное искусство
- Абстрактный экспрессионизм
- Поп‑арт
- Энди Уорхол
- Минимализм
- Концептуализм
- § 2. Постмодернизм
- Персонажи
- Энвайронмент
- Акционизм
- Глава VII. Паракатегории нонклассики
- § 1. Лабиринт
- § 2. Абсурд
- § 3. Жестокость
- § 4. Повседневность
- "Образование не‑художников
- § 5. Телесность
- § 6. Вещь
- § 7. Симулякр
- § 8. Артефакт
- § 9. Объект
- § 10. Эклектика
- § 11. Автоматизм
- Психический автоматизм
- Сверхразумный автоматизм
- § 12. Заумь
- Декларация заумного слова
- § 13. Интертекст
- § 14. Гипертекст
- § 15. Деконструкция
- § 16. Итоги радикального эксперимента
- Вместо Заключения. Постнеклассическая эстетика
- Приложение
- I . Темы семинарских занятий421
- II . Темы студенческих рефератов и курсовых работ
- III . Список дополнительной литературы Источники
- Исследования История эстетики
- Теорий 422
- Справочные издания
- Именной указатель 423
- Предметный указатель 424