logo
Лекции 19 век

Джордж Бернард Шоу (1856-1950)

Горестный опыт I мировой войны был обобщен драматургом в двух пьесах: «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1917) и «Святая Иоанна» (1923). «Дом, где разбиваются сердца» – это одна из самых сложных и противоречивых пьес Шоу, она открывает новый период в его творчестве. В подзаголовке Шоу назвал ее «фантазией в русском стиле на английские темы». Шоу любил и хорошо знал русскую литературу. В 1909 г. Шоу послал Л.Н. Толстому драму «Разоблачение Бланко Поснета» с дарственной надписью. Завязалась переписка, хотя и великие писатели не всегда были согласны друг с другом (Толстому казалось, что Шоу недостаточно серьезно относится к жизни). Шоу считал Толстого основоположником нового жанра в драматической литературе - трагикомедии, которой следовал сам. Личные дружеские отношения связывали Б. Шоу с Горьким и Луначарским. В пьесе нет ни заимствований, ни подражаний русским писателям. Речь идет о своеобразном развитии некоторых традиций и тем. Шоу обращается к теме западной интеллигенции, ее ответственности за развязывание I мировой войны. Шоу обнажает сильные и слабые стороны духовного существования современных образованных людей, интеллектуалов. В интерпретации этой темы он идет вслед за Чеховым и Горьким. В первую очередь за пьесой «Дачники». Но представители западной интеллигенции времен I мировой войны действуют в иных исторических, социальных обстоятельствах, нежели русские интеллигенты в период перед революцией 1905 г.

«Дому, где разбиваются сердца» Шоу предпослал огромное предисловие, состоящее из 30 главок (Шоу, как правило, снабжал предисловиями или послесловиями все свои пьесы). В этом предисловии Шоу-публицист безжалостно нарисовал картину английской и европейской жизни в годы I мировой войны. Похожий на корабль дом, построенный капитаном Шатовером для своих дочерей – символичный образ обиталища думающих, интеллигентных людей, способных только к «революции на полке», где размещена новейшая литература. Но они не способны на какие-либо общественно полезные поступки. «Дому» противостоит «Манеж», также символичный образ деловых кругов Европы, «лошадников», чрезвычайно далеких от духовности и культуры. И «Дом», и «Манеж», по мнению Шоу, обречены на гибель, уничтожение. В результате в финале возникает еще один образ-символ – вражеский налет, бомбежка, кара, постигающая обитателей дома, где разбиваются сердца. Они с радостью ожидают гибели – избавления. И все же драматург оставляет их жить, считая, что это – большее наказание.

В пьесе показано 3 поколения героев. Старшее поколение представляет 80-летний капитан Шотовер. В молодости он знал подлинную романтику, не5 старшился ни бурь, ни штормов, стоя на мостике своего корабля. С годами пришли мудрость и отрезвление. Именно Шотовер называет Англию «темницей душ», а современная Европа представляется ему в образе летящего в бездну корабля с пьяным шкипером на борту. Шотовер изобретает взрывчатые вещества для истребления противника, чтобы противник не успел истребить его самого и его дом.

Наиболее сатирически изображены Шоу представители среднего поколения - дочери Шотовера и их мужья. На первый взгляд они красивы и романтичны. Но их красота и романтические порывы бессмысленны и бесплодны. Никакой пользы они обществу не приносят. Шоу требовал от человека именно пользы, он полагал, что ни образование, ни культуру не имеют цены.

Юная Элли Дэн, единственная молодая особа в драме. У нее первой разбивается сердце, навсегда уходит мечта о прекрасной, возвышенной любви. Шоу с иронией и одновременно с заметной симпатией анализирует духовный мир этой представительницы 3-го поколения. Именно ей принадлежат слова: «Содержать душу, стоит гораздо дороже, чем, скажем, автомобиль». В то же время автор верит в искренность поисков Элли правды, надежной духовной опоры в окружающем ее жестоком мире.