logo
Лекции 19 век

Особенности американского реализма.

После окончания гражданской войны в литературе США начинает утверждаться реалистическое направление. Новое поколение писателей опирается на демократический дух американского Запада. За основу был взят устный фольклор. Реалисты адресуют свои произведения самому широкому кругу читателей. Этот читатель хотел, чтобы с ним говорили на его собственном языке. Больше всего он ценит в книге достоверный факт, хоть и будничный, но точный и легко узнаваемый.

Романтизм с точки зрения новой эстетики «повинен» во многих литературных грехах. М. Твен и другие молодые писатели-реалисты выступили с едкой критикой романтической «чувствительности» и «зависимости от Европы». Их расхождения с романтизмом вызваны прежде всего различным пониманием жизненной правды и способов ее выражения в художественном творчестве. Американских реалистов 2 половины 19 века не устраивает язык романтических аллегорий и символов, проповеднический пафос. Реалисты стремятся к максимальной исторической и социальной конкретности.

В последние десятилетия 19 века писатели реалистического и натуралистического направления (Ф. Норрис, С. Крейн) ведут борьбу с эпигонами романтизма – с писателями т.н. бостонской школы (О.Х. Холмс) и литературной школой с характерным названием «традиция благопристойности» (Т. Олдриг, Э. Стедмен).

Отрицание реализмом романтизма носит диалектический характер. В литературе США романтические идеи и настроения продолжают жить как во 2 половине 19 века, так и на всем протяжении 20 века. В основном, они связаны с поиском высоких идеалов, подлинной духовности и нравственности, гармонии человека и природы, с отказом принять антигуманные общественные законы.

Эти мотивы проходят через творчество крупнейших писателей 20 века – Э. Хемингуэя, Ф.С. Фицджеральда, Д.Д. Селинджера, Д. Стейнбека, У. Фолкнера. К ним продолжают обращаться и писатели США последних десятилетий.