logo
Лекции 19 век

Тема: Введение в литературу 19 века. Реализм.

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.

Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.

Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».

Смена романтизма реализмом определяется вступлением буржуазно-капиталистической Европы в новую фазу своего развития. Важнейшим новым моментом был выход рабочего класса на арену общественно-политической борьбы.

Формирование реализма в Англии хронологически почти точно совпадает с острым переломом в социально-политической жизни страны

Реалисты, опираясь на достижения романтиков, приходят к новому пониманию историзма и новым принципам типизации. Для романтиков характерен «историзм прошлого», когда изображались конфликты и события прошлых эпох. Обращаясь к конкретному времени, романтики используют хронотоп, где время и место условно (за исключением романов Скотта и Купера). Авторов не интересовали истоки характера персонажа, эволюция личности под влиянием социальных обстоятельств. В романтизме важны «сломы» характеров, их своеобразная революция под воздействием этических причин.

Реалисты создают «реализм настоящего». Собственно историческая тема почти уходит из реалистических произведений. Реалисты изображают социально-временные условия формирования личности, социально-этические причины, влияющие на ее изменение. Основную задачу романист видит в художественном отображении и осмыслении острых переломных моментов национальной истории. Бальзак в своем грандиозном творении «Человеческая комедия» ставит задачу показать историю нравов современной Франции, т.о. он актуализирует понятие историзма. Понимание сущности буржуазного уклада связывается с истоками власти буржуазии с конца 18 в. Актуально историчен в своих романах и Стендаль. Злободневная актуальность в «Красном и черном» органично связана с предшествующими этапами развития послереволюционной Франции. Этот принцип историзма в новом звучании сохраняется и у Флобера. Он в своем творчестве показал глубокий драматизм общественного и эстетического сознания после поражения революции 1848-1849 гг.

Романтическая тема природы уступает место теме города, где развиваются основные социальные конфликты. Тема денег, воспринимающаяся романтиками как разрушительное начало в абстрактном плане, выходит на первый план как вполне реальный двигатель современного общества. Возвышенная тема художника и великая тема любви соединяются с экономическим интересом.

Автор-реалист, следуя открытиям романтиков, стремится исследовать все самые тайные уголки души своего героя. До второй половины 19 в. это исследование ведется в основном путем применения законов логики к движениям души.

Геббель, Мериме, Флобер, Теккерей находят новые способы для изображения душевного мира человека, давая возможность читателю с помощью подтекста и символа проникнуть далее того, что дает непосредственно текст.

Реализм в целом тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий. Поэтому основным жанром реализма становится роман – социальный, социально-психологический. Редко встречается роман-воспитание, т.к. он связан с личностью одного человека. Но черты романа воспитания присутствуют почти в каждом реалистическом романе, где представлена эволюция характера.

Драма в этот период менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи. Наиболее яркие ее образцы, сближающиеся во многом с романтическим типом творчества, дает Германия – Бюхнер, Геббель, Гуцков. Расцвет драмы в Германии обусловлен напряженностью социальной жизни и неразрешенностью национальных проблем – раздирающей страну раздробленности.

Поэзия также претерпевает изменения по сравнению с романтизмом. С одной стороны, все большее значение приобретает форма стиха – открытия постромантиков и прерафаэлитов в Англии, парнасцев и Бодлера во Франции, Гейне в Германии. С другой стороны, поэзия становится все более интимной, приобретает мистические черты за счет использования вторых планов и подтекста. Вместе с тем в поэзию проникает тема города. Поэзия из философской как у романтиков, становится интеллектуальной как у Бодлера. Поэзия лишается риторики, апеллирует к выразительности и смысловой наполненности образа шокирующего и символического. В поэзии конца 19 в. возникают предсимволические явления, которые получают развитие в начале 20 века на рубеже веков. Другой особенностью поэзии 19 в. была политическая злободневность.

В середине 19 в. происходит своеобразный перелом в развитии реализма, в нем зарождаются тенденции, которые приведут к развитию натурализма, символизма и неоромантизма.

В это время в общее русло европейской литературы вписывается Испания, которая раньше была отражением романтизма Франции. В Италии возникают предпосылки реализма, отразившиеся в теоретических работах Де Санктиса. Скандинавские литературы, в которых романтизм задержался дольше, к середине века включаются в общее европейское развитие реализма.

Огромное влияние на развитие реализма оказали титаны Возрождения Рабле, Сервантес, Шекспир. Другим немаловажным фактором была реалистическая литература эпохи Просвещения – английский роман. Реалисты восприняли антифеодальную, социально-критическую тенденцию просветительского реализма, его тонкое психологическое мастерство (Лоренс Стерн). От просветителей реалисты восприняли веру в познавательную силу человеческого разума. Их сближает утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства. В творчестве Диккенса, роль художественного творчества, способного искоренить социальное зло очень преувеличивалось. Это убеждение привело писателя на исходе творческого пути к тяжелым разочарованиям.