logo
музейно-выст / ответы полные

57. Современное состояние музейной сети и музейного фонда в России.

Музейное дело России в современный период. Смена формаций, ценностей и

приоритетов, начавшийся процесс изменения менталитета россиян в XXI веке поставили музеи в совершенно новые, уникальные условия. Музей оставался одним из немногих островков духовности, надежды на возрождение, куда сегодня, несмотря ни на что, тянется человек. Парадокс времени заключается в том, что спрос на музейную продукцию растет, причем и этот спрос, и ожидания публики носят новый для музейных сотрудников характер.

В этих условиях потребность общества именно в данном, конкретном музее напрямую зависит от уровня коллективного понимания происходящих изменений и от качества реализации им социальных функций.

Проблемы определения спектра социальных функций музея в постсоветский период вышли из разряда интуитивно-практических в разряд научно-практических. Они требуют научного осмысления — и с точки зрения современного обществоведения, и с точки зрения современного музееведения.

Вот почему представляется небесполезным выяснить, что представляют собой

социальные функции современного музея.

Если обратиться к международному опыту, выясняется следующее. Американская ассоциация музеев считает, что основными функциями являются воспитание и эстетическое удовлетворение. Швейцарская ассоциация добавляет ещё и третью функцию: помощь развитию науки. Из определения, сформулированного и принятого ИКОМ, следует, что к его социальным функциям относятся хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение. За последние годы в определении социальных функций появились новые тенденции, которые обусловливают сущностные изменения в общественном предназначении, деятельности музея, те принципиальные факторы, без учета которых нельзя осуществлять музейную деятельность на современном этапе.

Внешние факторы, не зависящие от музея:

— Россия стала многополюсным образованием; для исторического музея это —

важнейший фактор, который необходимо учитывать при организации научной, экс-

позиционной и просветительной работы;

— отсутствие в России компромиссной, толерантной, консенсусной культуры;

исторический музей может и должен помочь обществу решать эту задачу;

— радикальная революция собственности, вызывающая дальнейшее расслоение

российского общества, ставит в повестку дня музея необходимость взять на себя функцию

социальной адаптации членов общества к новым условиям жизни;

— появление новых ценностных ориентиров;— информационная революция, непосредственным образом влияющая на содержание, характер и формы музейной коммуникации;

— другие позитивные и негативные последствия, сопровождающие любую

социальную революцию.

Без учета влияния этих факторов на общество невозможно себе представить

развитие музеев на современном этапе.

Существуют и внутренние, по отношению к музею, факторы, влияющие на характер его развития:

Во-первых, состояние исторической науки — главной теоретической основы музея исторического профиля;

— деидеологизация и плюрализм исторической науки;

— произошедшие изменения в самом содержании философии истории, в понимании основной сути общественно-исторического развития и ведущих принципов и методов его познания;

— учёными вырабатывается новая концепция исторического развития на основе более широкого и полного синтеза научных теорий, подходов и методов;

— нового подхода требуют проблемы раскрытия деятельности человека в истории с его личностно-индивидуальными чертами, с его нравственно-психологическим обликом.

Во-вторых, значительные изменения, произошедшие в источниковедении и в

возможностях работы с источниками:

— историки осваивают не только новые массивы источников, но и современные

технологии, формы и методы работы с ними;

— появился новый тип источника — электронный. Музей не всегда готов не только работать с этими источниками, но даже организовать их хранение;— в связи с появлением негосударственных учреждений различных форм собственности возникают сложности с изучением, сбором документов, информации, вещественных и иных источников — потенциальных музейных экспонатов. Требуется выработка новых подходов к проблеме комплектования фондов — и особенно по современному периоду;— демократизация процесса доступа к информации порождает для музея новую проблему: предоставление информации при условии соблюдения авторских прав музея.

В-третьих, нельзя не учитывать, что политология как наука о закономерностях и методах осуществления политической власти становится равноправной и общедоступной сферой научных интересов общества. Удовлетворять эти запросы члены общества нередко приходят в музей.

В-четвертых, исторический музей как образовательно-воспитательный институт, непосредственно работающий с обучающейся аудиторией, удовлетворяющий её различные запросы, не может не отреагировать на изменения парадигмы школьного и вузовского образования. В системе так называемых общественных наук, изучаемых в школе, появился целый ряд новых дисциплин — таких, как политология, политическая история, правоведение, право и политика, конституционное право и т. д.

На принципиально новый уровень значимости для практической музейной деятельности выходят процессы интеграции музеологии и культурологии, музеологии и психологии, музеологии и социологии. Сегодня уже в ряде музеев России есть музейные педагоги, культурологи, маркетологи, а в будущем можно ожидать появление и музейных психологов, социологов, режиссеров. Применение в музейной практике знаний социологии, психологии, культурологии, менеджмента и маркетинга повысит качество обслуживания посетителей, окажет влияние на их количество, решит вопросы жизни музея в новых условиях.

К следующей группе факторов, непосредственно влияющих на содержание музейной деятельности, необходимо отнести существенные изменения, происходящие собственно в музееведении (музеологии).Мировая практика показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры. Это существенным образом изменяет подход к организации музейного пространства в широком смысле этого понятия: имеются в виду экспозиции, выставки, рекреационные зоны, досуговые центры, современная музейная инфраструктура. Это диктует необходимость разработки новых форм работы с посетителем, организации процесса его пребывания в музее15 . (15 См. раздел «Культурно-образовательная деятельность музея».) Музей как воспитательно-образовательное учреждение и культурно-развлекательная организация одновременно становится сложным организмом с разветвленной сетью современных служб, призванных обеспечивать удовлетворение широкого спектра интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества. Музейная коммуникация сегодня выступает как одна из форм социального управления в области культуры.На переломе XX и XXI столетий существенно изменилась миссия российских музеев.

Её содержание все теснее связывается с общественными запросами.

Содержание понятия миссия музея в мире подверглось за последние сто лет серьезной эволюции: от просвещения малообразованной части общества в начале века — до формирования у посетителя понимания и критического осмысления событий, явлений и культур в конце столетия.

Если проинтегрировать определения, приводимые в различных музейных источниках, а затем вывести общую формулировку, то получится, что: миссия современного музея —это совокупность его социальных функций, его общественное предназначение, ради которого он существует, и то, что помогает посетителю отличить это учреждение от других образовательно-воспитательных, культурно-просветительных и досуговых центров.

Не случайно, на взгляд ведущих музеологов России, основные функции музея

заключаются в следующем:

— хранение культурно-исторического и духовного наследия;

— документирование политических, экономических, социальных процессов в жизни

российского общества в соответствии с профилем и научной концепцией;

— воспитание и образование членов общества;

— социальная адаптация членов общества;

— формирование демократических и гуманистических принципов взаимоотношений в обществе;

— формирование исторического самосознания;

— обеспечение культурного досуга.

Современный музей реализует свое назначение посредством выполнения социальных заказов:

— служит местом общения;

— предоставляет условия для досуга;

— обслуживает туристические и экскурсионные фирмы;

— обеспечивает рабочие места для определенной части интеллигенции;

— зарабатывает средства в сфере интеллектуальных услуг и, тем самым, выполняет часть бюджетно образующей функции государства. Среди новых задач в рамках обновленного содержания функций музея могут появиться

следующие:

— развитие политического мышления;

— пропаганда политической культуры;

— совершенствование общественного опыта;

— способствование становлению культурного и политического плюрализма в

обществе.

И, наконец, возможна постановка именно перед современным историческим музеем такой актуальной задачи, как обеспечение общества определенной суммой политических знаний, ценностных морально-этических, нравственных, патриотических ориентиров и установок.

На пути реализации функций современного музея стоят проблемы, связанные с созданием новых и перестройкой старых форм управления музеем, установлением новой системы функциональных связей, структурными преобразованиями, конструированием новой системы взаимоотношений с посетителем.

Музей в современный период — это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально освоенная музейная коллекция, подготовленная для восприятия посетителем в понятных и комфортных для него формах коммуникации. Это классическое единство «храма» и «форума», сохраняющее и обогащающее коллективный опыт общества.