57. Современное состояние музейной сети и музейного фонда в России.
Музейное дело России в современный период. Смена формаций, ценностей и
приоритетов, начавшийся процесс изменения менталитета россиян в XXI веке поставили музеи в совершенно новые, уникальные условия. Музей оставался одним из немногих островков духовности, надежды на возрождение, куда сегодня, несмотря ни на что, тянется человек. Парадокс времени заключается в том, что спрос на музейную продукцию растет, причем и этот спрос, и ожидания публики носят новый для музейных сотрудников характер.
В этих условиях потребность общества именно в данном, конкретном музее напрямую зависит от уровня коллективного понимания происходящих изменений и от качества реализации им социальных функций.
Проблемы определения спектра социальных функций музея в постсоветский период вышли из разряда интуитивно-практических в разряд научно-практических. Они требуют научного осмысления — и с точки зрения современного обществоведения, и с точки зрения современного музееведения.
Вот почему представляется небесполезным выяснить, что представляют собой
социальные функции современного музея.
Если обратиться к международному опыту, выясняется следующее. Американская ассоциация музеев считает, что основными функциями являются воспитание и эстетическое удовлетворение. Швейцарская ассоциация добавляет ещё и третью функцию: помощь развитию науки. Из определения, сформулированного и принятого ИКОМ, следует, что к его социальным функциям относятся хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение. За последние годы в определении социальных функций появились новые тенденции, которые обусловливают сущностные изменения в общественном предназначении, деятельности музея, те принципиальные факторы, без учета которых нельзя осуществлять музейную деятельность на современном этапе.
Внешние факторы, не зависящие от музея:
— Россия стала многополюсным образованием; для исторического музея это —
важнейший фактор, который необходимо учитывать при организации научной, экс-
позиционной и просветительной работы;
— отсутствие в России компромиссной, толерантной, консенсусной культуры;
исторический музей может и должен помочь обществу решать эту задачу;
— радикальная революция собственности, вызывающая дальнейшее расслоение
российского общества, ставит в повестку дня музея необходимость взять на себя функцию
социальной адаптации членов общества к новым условиям жизни;
— появление новых ценностных ориентиров;— информационная революция, непосредственным образом влияющая на содержание, характер и формы музейной коммуникации;
— другие позитивные и негативные последствия, сопровождающие любую
социальную революцию.
Без учета влияния этих факторов на общество невозможно себе представить
развитие музеев на современном этапе.
Существуют и внутренние, по отношению к музею, факторы, влияющие на характер его развития:
Во-первых, состояние исторической науки — главной теоретической основы музея исторического профиля;
— деидеологизация и плюрализм исторической науки;
— произошедшие изменения в самом содержании философии истории, в понимании основной сути общественно-исторического развития и ведущих принципов и методов его познания;
— учёными вырабатывается новая концепция исторического развития на основе более широкого и полного синтеза научных теорий, подходов и методов;
— нового подхода требуют проблемы раскрытия деятельности человека в истории с его личностно-индивидуальными чертами, с его нравственно-психологическим обликом.
Во-вторых, значительные изменения, произошедшие в источниковедении и в
возможностях работы с источниками:
— историки осваивают не только новые массивы источников, но и современные
технологии, формы и методы работы с ними;
— появился новый тип источника — электронный. Музей не всегда готов не только работать с этими источниками, но даже организовать их хранение;— в связи с появлением негосударственных учреждений различных форм собственности возникают сложности с изучением, сбором документов, информации, вещественных и иных источников — потенциальных музейных экспонатов. Требуется выработка новых подходов к проблеме комплектования фондов — и особенно по современному периоду;— демократизация процесса доступа к информации порождает для музея новую проблему: предоставление информации при условии соблюдения авторских прав музея.
В-третьих, нельзя не учитывать, что политология как наука о закономерностях и методах осуществления политической власти становится равноправной и общедоступной сферой научных интересов общества. Удовлетворять эти запросы члены общества нередко приходят в музей.
В-четвертых, исторический музей как образовательно-воспитательный институт, непосредственно работающий с обучающейся аудиторией, удовлетворяющий её различные запросы, не может не отреагировать на изменения парадигмы школьного и вузовского образования. В системе так называемых общественных наук, изучаемых в школе, появился целый ряд новых дисциплин — таких, как политология, политическая история, правоведение, право и политика, конституционное право и т. д.
На принципиально новый уровень значимости для практической музейной деятельности выходят процессы интеграции музеологии и культурологии, музеологии и психологии, музеологии и социологии. Сегодня уже в ряде музеев России есть музейные педагоги, культурологи, маркетологи, а в будущем можно ожидать появление и музейных психологов, социологов, режиссеров. Применение в музейной практике знаний социологии, психологии, культурологии, менеджмента и маркетинга повысит качество обслуживания посетителей, окажет влияние на их количество, решит вопросы жизни музея в новых условиях.
К следующей группе факторов, непосредственно влияющих на содержание музейной деятельности, необходимо отнести существенные изменения, происходящие собственно в музееведении (музеологии).Мировая практика показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры. Это существенным образом изменяет подход к организации музейного пространства в широком смысле этого понятия: имеются в виду экспозиции, выставки, рекреационные зоны, досуговые центры, современная музейная инфраструктура. Это диктует необходимость разработки новых форм работы с посетителем, организации процесса его пребывания в музее15 . (15 См. раздел «Культурно-образовательная деятельность музея».) Музей как воспитательно-образовательное учреждение и культурно-развлекательная организация одновременно становится сложным организмом с разветвленной сетью современных служб, призванных обеспечивать удовлетворение широкого спектра интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества. Музейная коммуникация сегодня выступает как одна из форм социального управления в области культуры.На переломе XX и XXI столетий существенно изменилась миссия российских музеев.
Её содержание все теснее связывается с общественными запросами.
Содержание понятия миссия музея в мире подверглось за последние сто лет серьезной эволюции: от просвещения малообразованной части общества в начале века — до формирования у посетителя понимания и критического осмысления событий, явлений и культур в конце столетия.
Если проинтегрировать определения, приводимые в различных музейных источниках, а затем вывести общую формулировку, то получится, что: миссия современного музея —это совокупность его социальных функций, его общественное предназначение, ради которого он существует, и то, что помогает посетителю отличить это учреждение от других образовательно-воспитательных, культурно-просветительных и досуговых центров.
Не случайно, на взгляд ведущих музеологов России, основные функции музея
заключаются в следующем:
— хранение культурно-исторического и духовного наследия;
— документирование политических, экономических, социальных процессов в жизни
российского общества в соответствии с профилем и научной концепцией;
— воспитание и образование членов общества;
— социальная адаптация членов общества;
— формирование демократических и гуманистических принципов взаимоотношений в обществе;
— формирование исторического самосознания;
— обеспечение культурного досуга.
Современный музей реализует свое назначение посредством выполнения социальных заказов:
— служит местом общения;
— предоставляет условия для досуга;
— обслуживает туристические и экскурсионные фирмы;
— обеспечивает рабочие места для определенной части интеллигенции;
— зарабатывает средства в сфере интеллектуальных услуг и, тем самым, выполняет часть бюджетно образующей функции государства. Среди новых задач в рамках обновленного содержания функций музея могут появиться
следующие:
— развитие политического мышления;
— пропаганда политической культуры;
— совершенствование общественного опыта;
— способствование становлению культурного и политического плюрализма в
обществе.
И, наконец, возможна постановка именно перед современным историческим музеем такой актуальной задачи, как обеспечение общества определенной суммой политических знаний, ценностных морально-этических, нравственных, патриотических ориентиров и установок.
На пути реализации функций современного музея стоят проблемы, связанные с созданием новых и перестройкой старых форм управления музеем, установлением новой системы функциональных связей, структурными преобразованиями, конструированием новой системы взаимоотношений с посетителем.
Музей в современный период — это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально освоенная музейная коллекция, подготовленная для восприятия посетителем в понятных и комфортных для него формах коммуникации. Это классическое единство «храма» и «форума», сохраняющее и обогащающее коллективный опыт общества.
- 3.2. Свойства музейного предмета
- 4.3.Теории изучения музейного предмета
- 13 Понятие «музейные фонды»
- Государственная Третьяковская галерея
- 40. Музеи скандинавских стран.
- Синебрюховский музей изящных искусств в Хельсинки
- Музей шпионажа в Тампере
- 47 Прадо
- 49 Эрмитаж
- 52)История складывания первых музейных коллекций в России 12-16 вв.
- 53)Начало российского коллекционирования. Возникновение первых коллекционеров и зарождение первых музеев в России в 18 веке.
- 55)Классификация экспозиционных материалов.
- 56. Этапы развития музейного дела за рубежом. (16-20 век)
- 57. Современное состояние музейной сети и музейного фонда в России.
- 58. Музеи России в первой половине 19 века.
- 59. Проектирование экспозиции. Характеристика этапов.
- 60. Музеи России во второй половине 19 века начале 20 в. (до 1917 года).