logo
музейно-выст / ответы полные

49 Эрмитаж

Государственный Эрмитаж — художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге, один из крупнейших музеев мира. Эрмитаж занимает 6 зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж, Главный штаб. Главный вход в музей – со стороны Дворцовой площади через Большой двор Зимнего дворца.

Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от французского ermitage — место уединения; позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций Эрмитаж происходило и в 19 в., когда в Эрмитаж стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание — Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 в. не допускались. В 1917 значительная часть коллекции Эрмитаж была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920. После Октябрьской революции 1917 коллекция Эрмитаж значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др., музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 значительная часть коллекций Эрмитаж была эвакуирована в Свердловск, но в Эрмитаж продолжалась научная и музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий «Галерею 1812 года» — портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Эрмитаж Мурильо, П. П. Рубенса, А. ,Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Эрмитаж Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость — 3,5 млн. человек в год. Эрмитаж ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев.

В ноябре 1997 г. в Государственном Эрмитаже начала работу специализированная студия, использующая современную технологию для создания оцифрованных изображений памятников культуры и искусства. Изобразительный материал, подготавливаемый студией, используется в программах Образовательного компьютерного центра, навигационных киосках, на новом сайте музея в сети Интернет. В 1998 г. в Эрмитаже открылся Центр обучения и информационных технологий, что стало еще одним шагом в реализации проекта. Центр предлагает посетителям музея, и прежде всего учащимся всех возрастов, мультимедийные обучающие программы по искусству.

В 1999 г. в рамках проекта был создан новый Веб-сайт Государственного Эрмитажа, состоящий из двух частей: статической и динамической. Статическая часть представляет собрание Эрмитажа, знакомит с историей музея, его зданий и коллекций, предлагает информацию, необходимую для посещения музея, а также для более глубокого и разностороннего ознакомления с музеем взрослых и детей. Динамическая часть сайта – Цифровая библиотека – содержит изображения и текстовые материалы о нескольких тысячах произведений из собрания Государственного Эрмитажа.

В 2003 г. была создана Виртуальная академия Эрмитажа, где представлены три учебных Интернет-курса на русском и английском языках. Эти курсы созданы искусствоведами Государственного Эрмитажа в тесном сотрудничестве с «Учебным центром IBM Восточная Европа/Азия» в Москве.

В 2000 г. состоялось открытие «Эрмитажных комнат» в Сомерсет-Хаусе. Идея создания «Эрмитажных комнат» в одном из дворцов Лондона родилась в 1998 г. во время встречи директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и лорда Ротшильда. Программа представления собрания Государственного Эрмитажа в Лондоне предполагает ежегодную смену экспозиций. Сомерсет-Хаус это огромный культурный центр, где расположены Институт искусств Курто, обладающий замечательной коллекцией полотен импрессионистов и постимпрессионистов, Коллекция сэра Артура Гильберта, включающая более 800 произведений декоративно-прикладного искусства – золотые и серебряные изделия, флорентийские и римские мозаики, и «Эрмитажные комнаты».

«Эрмитажные комнаты», состоящие из пяти галерей, общей площадью 411 кв. м, находятся на первом этаже в южном крыле здания. Отделка залов дает представление о роскошном убранстве Императорского Зимнего дворца.

В октябре 2001 г. состоялось открытие первой совместной выставки Государственного Эрмитажа и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма в казино-отеле «The Venetian» в Лас-Вегасе (США). Представленные 45 шедевров – полотна импрессионистов, постимпрессионистов и ранних модернистов.

24 февраля 2004 г. в Амстердаме состоялось торжественное открытие выставочного комплекса Государственного Эрмитажа «Эрмитаж-Амстердам».

Создание филиала Государственного Эрмитажа в Амстердаме – результат реализации проекта «Эрмитаж на Амстеле», задуманного директором музея М.Б. Пиотровским и президентом Фонда Друзей Эрмитажа в Нидерландах, директором амстердамского музея «Новая кирха» Эрнстом Вейном.

В подписанном соглашении предусмотрена передача произведений искусства из собрания Эрмитажа фонду «Эрмитаж на Амстеле» для временных выставок на период от 4 месяцев до 2 лет. «Эрмитаж-Амстердам» планирует открыть образовательный центр для детей, а также информационный магазин Эрмитажа.

Муниципалитетом Амстердама фонду «Эрмитаж на Амстеле» передан архитектурный комплекс «Амстелхоф», который состоит из нескольких зданий, расположенных вокруг сада. Выставка «Греческое золото» из собрания Галереи драгоценностей Государственного Эрмитажа стала первой, открывшейся в выставочном комплексе Эрмитажа в Амстердаме (февраль – август 2004 г.). Государственный Эрмитаж приобретет в Амстердаме более 4 000 кв. м выставочных площадей.

23 августа 2005 г. Государственный Эрмитаж открыл в Казани свое первое представительство в Российской Федерации – выставочный центр «Эрмитаж-Казань». Культурно-просветительская и выставочная программа сотрудничества Государственного Эрмитажа и Республики Татарстан началась в 1997 г. с открытия в Казани выставки «Сокровища хана Кубрата». За период с 1997 по 2004 г. в Казани состоялось пять крупных художественных выставок, которые вызвали большой интерес общественности, позволив по-новому взглянуть на мировую историю и культуру. Выставочный центр «Эрмитаж-Казань», является структурным подразделением Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль» и расположен на территории Казанского кремля в здании бывшего Юнкерского училища, построенном в начале XIX в. Ему отведены экспозиционные и служебные помещения площадью около 1000 кв. м. Концепция создания и функционирования центра, его современное техническое оснащение предусматривают многофункциональное использование помещений, проведение выставок, лекций, конференций, научных встреч, музейно-образовательных программ.

Выставка «Золотая Орда. История и культура» стала первой, открытой в выставочном центре «Эрмитаж-Казань» (23 августа 2005 г. – 10 мая 2006 г.).

50 музейный предмет можно охаракте­ризовать как движимый объект природы или материаль­ный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по от­ношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей.

Наиболее широкое распространение и при­знание получили три свойства музейного предмета, ха­рактеризующие его различные стороны, - информа­тивность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержатель­ную сторону музейного предмета, его способность вы­ступать в качестве источника сведений об историчес­ких событиях, культурных, общественных и природ­ных явлениях и процессах.

Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сто­еo предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частно­сти формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприя­тием предмета, с его способностью вызывать у чело­века ассоциации и ощущение сопричастности к опре­деленным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об ис­тории создания предмета или среде бытования, о свя­зи его с известными событиями и людьми. Эти сведе­ния передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондра­тьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоя­тельного свойства музейного предмета его репрезен­тативность, то есть представительность в ряду одно­типных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность, речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наибо­лее полно и ярко отражают то или иное явление. Их информационные возможности пре­восходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения.

В США первые художественные собрания создавались историческими обществами (в частности, Нью-Йоркским историческим обществом, возникшим в 1804 г.). Такие собрания включали, прежде всего, «портреты исторических деятелей и исторических событий»; функцией этих портретов было образование общества. Авторы считают значительным событием создание Музея Метрополитен (1870) и Музея изящных искусств в Бостоне (1870), которые стали эталонами для других художественных музеев Америки.

«В течение десяти лет после их образования были открыты для публики Художественная галерея Коркорана в Вашингтоне (1874), Музей изящных искусств в Пенсильвании (1895) и Художественный институт в Чикаго (1893)» . Следующим этапом истории музейного дела в США стало создание Музея современного искусства в Нью-Йорке (МОМА, 1929), Музея Соломона Гуггенхайма (1939) и Музея американского искусства Уитни (1930). В ХХI в.

«большинство музеев современного искусства определяют как художественные центры, где представлены не только живопись, видеопроекты и скульптура, но и перфоменсы с музыкальным сопровождением». Естественно-научные и этнографические коллекции».

Первые американские музейные собрания тоже были универсальными и напоминали европейские «кабинеты редкостей». Они включали и образцы природы, и небольшие художественные коллекции, и научные инструменты, и этнографические материалы. Так выглядели, например, Музей библиотечного общества в Чарльстоне (1773), Филадельфийский музей (1782). Большое влияние на развитие музейного дела в Америке, по мнению авторов, оказало образование Смитсоновского института в 1846 г., ставшего крупнейшим научно-исследовательским центром США; созданный при Институте музей является сегодня «мировым лидером в своей области».

Целью создания музеев в Америке изначально являлось народное образование, поэтому уже в конце ХVIII в. Филадельфийский естественно-научный музей предлагал посетителям «лекции, демонстрационные опыты в области химии и физики»

Понятие детский музей, которое впервые возникло в США (Бруклинский детский музей,

1899 г.). Сегодня детские музеи распространены по всему миру (их примерно 500), однако большая их часть по-прежнему сосредоточена в США.

Музей Метрополитен

В Нью-Йорке есть несколько крупных музеев, но Метрополитен (дословно название его переводится как Столичный музей искусства) – просто поражает своими размерами.

Однако обширность и разнообразие экспозиции музея впечатляет гораздо сильнее. В коллекцию музея, основанного в 1870 году, входят предметы искусства из всех частей света, относящиеся ко всем историческим периодам – от Каменного века до нашего столетия.

Лучшее собрание американского искусства, подборка древнеегипетских памятников, уступающая только Египетскому музею в Каире, удивительная коллекция европейской живописи и скульптуры – все это создает Метрополитену репутацию одного из ведущих художественных музеев Западного полушария и всего мира.

Обширная экспозиция Метрополитена разбита на тематические разделы – по мировым цивилизациям и эпохам.

Искусство древнего мира представлено тремя разделами: искусство Древнего Египта, Ближнего Востока (до арабского завоевания в 7 веке н.э.) и Античной коллекцией, включающей в себя экспонаты из Греции, Рима, Кипра, греческих и римских колоний.

Немаловажную часть экспозиции Музея Метрополитен представляет отдел искусства Древней Греции и Рима – одна из самых обширных коллекций западного полушария, посвященных античности. Здесь посетители могут видеть 35 тысяч предметов искусства, охватывающих период от Неолита до принятия христианства римским императором Константином.

Географически представлены не только собственно территории современных Греции и Италии, здесь есть предметы искусства из всех регионов, охваченных античной цивилизацией: Кипра и греческих колоний в Малой Азии, на Средиземном и Черном морях, территорий, куда распространялось влияние Римской империи. В этом отделе можно ознакомиться также с предметами догреческого искусства Греции и доримского искусства древней Италии.

В настоящее время в отделе искусства Древней Греции и Рима можно увидеть самые разнообразные экспонаты, от камей и красно- и чернофигурных ваз до прекрасных статуй выше человеческого роста, воплощенные во всех материалах, которые использовали древние художники: мрамор, известняк, терракота, бронза, золото, серебро, а также такие более редкие материалы как слоновая кость, металл, янтарь и дерево.

Коллекция отдела древнего Ближнего Востока охватывает как продолжительный временной период, так и обширную географическую территорию. Здесь представлены свыше 7 тысяч экспонатов, относящиеся к периоду от неолита (8 тыс. лет до н.э.) до арабского завоевания и распространения ислама в 651 году нашей эры. Посетители могут увидеть предметы искусства из Месопотамии, древнего Ирана, Сирии, Анатолии (современная Турция) и других стран региона, простирающегося от Черного и Каспийского морей на севере до Арабского полуострова на юге и от западного побережья Турции до реки Инд, которая находится на территории современных Пакистана и Индии.

Музей современного искусства Соломона Р. Гуггенхайма

— музей искусства в США, это одно из ведущих собраний современного искусства в мире. Ведет свою историю с создания в1937году Фонда Гуггенхайма. Основатель музея — меценатСоломон Роберт Гуггенхайм.

Внешне музей выглядит как перевернутая пирамидальная башня. Это здание считается одним из самых ярких произведений архитектуры XX века. Строительство музея было завершено в 1959году, когда Соломона Гуггенхейма и Франка Райта уже не было в живых.

Музей Гуггенхайма проводит грандиозные выставки, призванные показать искусство целых цивилизаций — Африка: искусство континента, Китай: пять тысячелетий, Империя ацтеков. Уникальная по своим масштабам и художественной ценности выставка Россия. Выставка предложила вниманию зрителей шедевры российского искусства с 13 столетия до наших дней, а также коллекции мирового уровня, собранные российскими царями и промышленниками, произведения выдающихся художников О. Кипренского,Д. Левицкого,К. Брюллова,А. Иванова,И. Репина,И. Крамского,Н. Ге,М. Врубеля,В. Серова,К. Малевича,М. Шагала,А. Дейнеки,А. Лактионоваи других.

В настоящее время музей Гуггенхайма посещает примерно три миллиона зрителей в год, а с открытием филиала в Лас-Вегасечисло посетителей удвоится.

51 тэп На третьем этапе научного проектирования разра­батывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). В соответствии с расширенной тематической структу­рой научные сотрудники подбирают в фондах музея необходимые материалы и группируют их в экспози­ционные комплексы. Для экспонирования могут отби­раться только те предметы, которые прошли необходи­мую научную обработку и имеют достоверные атрибу­тивные данные. На этой же стадии работы готовится соответствующая документация для изготовления вос­произведений и научно-вспомогательных материалов, решаются вопросы, связанные с консервацией и рес­таврацией предметов. Таким образом, суть тематико-экспозиционного плана как документа состоит в том, что в нем находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им на­учными характеристиками.

Тематико-экспозиционные планы составляются по определенной схеме, но в различных музеях могут иметь существенные особенности. Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указани­ем основных атрибутивных данных; сведения о харак­тере экспозиционных материалов (подлинник, вос­произведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для созда­ния научных реконструкций, разработки научно-вспо­могательных материалов, подробно указываются по­желания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспече­нию сохранности экспонатов.

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Она состоит в том, что предназначенные для экспонирова­ния материалы раскладываются, развешиваются, рас­ставляются в заданном пространстве в соответствии с тематической структурой или тематическим планом, с проектами архитектурно-художественного решения. Это позволяет выяснить взаимную «поддержку» экс­понатов, их зрительную совместимость, уточнить ком­позицию комплекса, оптимальную нагрузку стен, вит­рин. Раскладки - это итог совместной творческой ра­боты научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современ­ные компьютерные технологии позволяют строить мо­дель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

Разработка тематико-экспозиционного плана в боль­шинстве случаев является завершающим этапом научно­го проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описа­нием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из ки­нематографической практики - сценарий. Отталки­ваясь от научной концепции, авторы сценария ставят перед собой задачу выразить в литературной форме внутренний драматизм экспозиционной темы, кото­рый возникает как результат сопричастности музей­ных посетителей тем событиям и людям, о которых по­вествуют экспонаты. В основе сценария лежит стрем­ление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции.

Таким образом, в сценарии объединяются доку­менты научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия лите­ратурной форме. Особое внимание уделяется средствам усиления эмоционального воздействия на посети­телей. Всегда ли нужен сценарий? Среди специалис­тов нет однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Большинство из них считает сценарий воз­можной формой изложения или детализации экспо­зиционного замысла, которую целесообразно приме­нять при проектировании экспозиций многоплано­вых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие.

Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий профессиона­лизм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных ма­териалов. В противном случае, как показывает накоп­ленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражне­ний, имеющих весьма отдаленное отношение к кон­кретному музею.