Джан Лоренцо Бернини (1598-1680)
Бернини считается создателем и выразителем барокко. В его скульптуре воплотились основные элементы этого стиля: динамизм поз, резкий разворот тел, экспрессивность жестов и лиц, отполированная до блеска поверхность мрамора, а также множественность ракурсов, что позволяет воспринимать скульптуру с разных точек зрения. Бернини заставлял мрамор светиться, что придавало его так называемым «говорящим», в том числе придворным портретам особую жизненность. В число лучших его работ раннего периода входят «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623). Для придания большей выразительности персонажам скульптор усиливал мимику лиц и тщательно отделывал складки одежды. Наиболее выдающимися произведениями такой техники являются «Святой Лонгин» (1629—1638) в соборе Святого Петра, реалистичный и выразительный портрет Констанцы Буонарелли (1635), надгробный памятник папе Урбану VIII (1627—1644), где Бернини ввел полихромность, «Экстаз Св. Терезы» (1647—1652), - шедевр мастера, имеющий эротический оттенок, и балдахин в соборе Святого Петра (1657—1666), подчеркивающий величие папской власти. Последний период творчества скульптора (1670—1680) отмечен нарастанием духовного начала. Среди работ этого периода выделяется «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674).
Французская скульптура XVII в. положила начало упадку, которого удалось избежать только некоторым авторам, сформировавшимся в Италии. В какой-то момент выделился Симои Джиллен, продемонстрировавший большой талант в создании портретов, которые в точности следовали академическим канонам. Жан Барин прославился как медальер в эпоху кардинала Ришелье. Жак Сарразин, прошедший итальянскую школу, соединил в своем творчестве классицизм и барокко и опередил стиль Людовика XIV.
Скульптура барокко в Испании имела свою специфику: она отошла от традиций Ренессанса и сконцентрировалась на воплощении патетики, апеллируя к чувствам зрителей. В пластике установилась некоторая двойственность между реализмом и символикой: использовались сюжеты, взятые из реальной жизни, но предлагалось их прочтение в религиозном ключе. По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию — к барокко. Многие мастера работали в традициях народной полихромной пластики, а свое наивысшее воплощение скульптура XVII века нашла в полихромной резьбе, объединившей пластику с живописью. Не только церковь, но и королевский двор стимулировал ваятелей к созданию скульптуры из камня, в частности — надгробных памятников.
В отличие от Италии или Франции, где наряду с религиозной тематикой широко культивировалась и мифологическая, скульптура барокко в Испании носила сугубо культовый характер. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура, которая затем раскрашивалась. Характерным примером является Пьета (1617; Национальный музей скульптуры, Вальядолид). Эта скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом, пронизана глубокой патетикой.
- Барокко
- Основные черты Рококо
- Происхождение термина Барокко
- В архитектуре барокко можно различить три периода развития.
- Архитектура Рококо
- Скульптура
- Джан Лоренцо Бернини (1598-1680)
- Скульптура Рококо
- Живопись
- Живопись Рококо
- Интерьер барокко
- Интерьер Рококо
- Мебель Барокко
- Декоративно-прикладное искусство Рококо
- Костюм и прическа
- Драгоценности Барокко
- Костюм и прическа Рококо
- Мужской костюм эпохи рококо.
- Женский костюм эпохи рококо
- Драгоценности эпохи рококо
- Книга, Литература и музыка
- Книга Рококо