logo
Барокко_текст

Живопись

Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — Рубенс, Караваджо. В живописи основные черты стиля барокко не всегда выступают с такой полнотой, как в скульптуре. Раз­витие ее в отдельных странах далеко не одинаково. В изобразительном искусстве преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Это были изображения напыщенных вельмож и дам с горделивой осанкой, утопающих в роскошных одеяниях и драгоценностях.

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.

Величайшим учеником Рубенса яв­ляется Антонис Ван Дейк (1599—1641), выдающийся пор­третист, покоряющий картинами тихого благочестия или элегических настроений; но более всего захваты­вает он передачей глубочайшей душевной скорби.

Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев. Позднее в истории искусства даже появился термин "караваджизм", который применяется к мастерам, пользующимся его стилистикой. Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие трудности и страдания ожидают его на пути к высшим духовным ценностям. В целом вместо линии художники стали отдавать предпочтение живописному пятну, живописной массе, светотеневым контрастам. Барокко нарушает принципы прямой линейной перспективы, принципы деления пространства на планы для усиления иллюзии глубины, ухода пространства картины в бесконечность.

Наиболее интересна композиция "Призвание апостола Матфея" (1599-1600 гг.). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея:"...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною". Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя.

Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в картине "Обращение Савла", повествующей о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?". Событие, изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Свет, излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и заставляет в бессилии упасть под ноги лошади. Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность.

Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В "Успении Богоматери" (1605-1606 гг.) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Согласно церковной традиции, изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость - ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти. Ха­рактерным для испанского искусства становится рез­ко выраженный, почти грубый реализм, заимствующий свои сюжеты непосредственно из народной жизни и воплощающий их с подкупающей правдивостью. Изображения святых проникнуты глубоким религиозным чувством, доходящим до экстаза при церковных таин­ствах. Колорит очень мрачен, почти меланхоличен. Главными мастерами испанской живописи считаются серьезный и мистически настроенный Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682), живописец видений, небесного мира, и правдивый Диего Веласкес (1599—1660), который как портретист принадлежал к первок­лассным художникам.

Художественным центром живописи XVII века служат не Италия или Франция, а Испания и Нидерланды, где одновременно с расцветом литературы и наук развива­ется великое, полное жизненной силы искусство. Время расцвета голландской живописи стоит в тес­ной связи с мощным подъемом политической жизни маленького царившего на море народа, который блес­тяще доказал свое могущество в войне с испанцами. Предметом наибольшего художественного интереса являются портреты от­дельных личностей, целых семейств и групп и изобра­жения жизнерадостного и сильного гражданства — все­возможных обществ, гражданских дружин и стрелко­вых гильдий. В итоге голландцы создают в XVII веке самостоятельный, национальный стиль, первым представителем ко­торого можно назвать Франса Галъса (1585—1666) из Гарлема. Гальс с большим юмором, тем­пераментом и поразительным правдоподобием показы­вает народные сцены, главным образом веселые куте­жи, группы стрелков, портреты регентов, причем в отношении техники и колорита его не превзошел ни один живописец XVII века.

Величайшим мастером голландской живописи является Рембрандт Ван Рейн (1606—1669), первоклассный художник, сочетающий необычайную духовную глубину и мощную индивидуальность со сме­лым идеализмом. Его сюжеты заимствованы преиму­щественно из родных мест и жизни; его стиль основан на реалистическом понимании природы, которую он старается преобразить чарами света и красок. Своей светотенью он производит сильнейшее впечатление. Смысловые центры его картин ярко и отчетливо вы­ступают из глубины темного заднего фона. Головы вы­полнены весьма тщательно, но формы тела обработа­ны лишь как второстепенные элементы, часто они толь­ко намечаются. Иногда особую прелесть получают у него случайные элементы. В колорите преобладают золотисто-бурые тона. Рембрандт прославился ташке как великий мастер гравюры (рисунок делается гравиро­вальной иглой на медной пластинке и затем углубляет­ся с помощью вытравления); в гравюрах он с наиболь­шей непосредственностью выразил свои богатые худо­жественные идеи. Кроме Рубенса и Рембрандта развитию голландской живописи способствовал еще целый ряд крупнейших художников, произведения которых в жанровой и лан­дшафтной живописи, равно как и в изображении жи­вотных и в натюрморте, оказывают, наряду с произве­дениями обоих великих мастеров, сильное влияние на развитие новейшего искусства.

Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Портрет Людовика XIV Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена, придворных художников, работавших в жанре парадного портрета, характеризуют как «барочный классицизм». Настоящее превращение барокко в классицизм наблюдается в полотнах Никола Пуссена.

В Германии живопись осталась далеко позади блестя­щего подъема архитектуры и декоративной скульптуры в конце XVII и в первую половину XVIII века. Смуты 30-лет­ней войны совершенно подорвали благосостояние наро­да и подавили почти всякие творческие импульсы. Когда же Германия начала постепенно оправляться от последствий этой войны, то нить национального стиля была уте­ряна. Все, что заслуживает внимания в немецкой живо­писи того времени, представляет собой почти исключи­тельно манерное подражание художественному направ­лению итальянского барокко.