Драгоценности эпохи рококо
В европейском ювелирном искусстве ХVIII века ведущее место занимают французские мастера. Криволинейный контур, характерный для рококо, оказался особенно созвучен самой природе ювелирного искусства. Начало столетия - "галантный век", эпоха театрализации жизни отмечено оживлением в изготовлении ювелирных украшений, избежавших печальной участи ювелирных произведений барокко. ХVIII век также стал эпохой расцвета брошей, которые не только по-прежнему выполняют утилитарную функцию, но и являются собственно украшением. Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии. Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья. Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии. В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками. Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею. Самым репрезентативным женским украшением во Франции во второй половине века в кругу аристократии было бриллиантовое колье, составлявшее главную часть гарнитура аналогичной работы. Это своеобразный ансамбль, состоявший из различных видов украшений: ожерелье, серьги, брошь, кольцо, браслет, а иногда и диадема. Издавна было известно, что бриллиант лучше всего проявляет свои декоративные свойства легкой ажурной оправе. ХVIII столетие развило этот принцип. Оправа pave "в ажур", широко применяемая с этих пор, совершенно скрыта от взгляда, предоставляя камню возможность царить во всем своём великолепии. Так создается впечатление, что бриллианты парят в воздухе. Иногда ради живописного пятна в центр отдельного фрагмента вставлялся изумруд или рубин. В серьгах рококо также проявило свою изощрённую фантазию. Чрезвычайно модными украшениями стали бриллиантовые серьги с длинной подвеской, соответствующие броши, украшавшей декольте. В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений. В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви. Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы. Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Мейсонье. Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".
Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Немало французских ювелиров работало в Голландии. Немецкая ювелирная школа этого времени отличается перегруженностью стиля. Помимо основного материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг. В России расцвет рококо совпал с правлением дочери Петра I Елизаветы Петровны, "веселой императрицы", питавшей особую любовь к французской художественной культуре. Поэтому русское ювелирное искусство в этот период в целом близко французскому. Изысканный стиль французского рококо, как видим, объединил искусство многих европейских стран в ХVIII веке. |
|
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Барокко
- Основные черты Рококо
- Происхождение термина Барокко
- В архитектуре барокко можно различить три периода развития.
- Архитектура Рококо
- Скульптура
- Джан Лоренцо Бернини (1598-1680)
- Скульптура Рококо
- Живопись
- Живопись Рококо
- Интерьер барокко
- Интерьер Рококо
- Мебель Барокко
- Декоративно-прикладное искусство Рококо
- Костюм и прическа
- Драгоценности Барокко
- Костюм и прическа Рококо
- Мужской костюм эпохи рококо.
- Женский костюм эпохи рококо
- Драгоценности эпохи рококо
- Книга, Литература и музыка
- Книга Рококо