Техника иконописи
В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненнаяфреской.
Техника станковой живописи была такова:
На кипарисовую доску или холст наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела, в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика,темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.
Пропорции фигур
Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой.
"Уплощение", игнорирование линейной перспективы
Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгуютемперу.
Естественно, плоские фигуры неуместны на пейзажном или архитектурном фоне, который подразумевает перспективу и передачу объема. В идеале пейзаж исчезает и уступает место фону, а пустое пространство заполняется надписями - именем святого, словами божественного писания.
Линейная перспектива античности ("прямая" перспектива) была утрачена. Ее место заняла т.н. "обратная" перспектива (когда линии сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя).
Палитра цветов, инорирование светотени
Фон иконы символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет крови Христа). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери писали вишневым, платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ синий, а рубаха вишневая.
Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли.
Кроме того, был определен круг сюжетов священного писания и круг композиций, допустимых в иконописи.
Благодаря этой системе условностей возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мхк – изо искусство древней месопотамии
- Крито-микенское искусство
- Искуство древней греции
- Ансамбль афинского акрополя
- Скульптура древней греции
- Искусство византии Период "иконоборчества" (730-1046 г.Г.)
- Техника иконописи
- Эпоха средневековья: общая характеристика. Романский и готический стили в искустве)
- Творчество сандро боттичелли
- Творчество леонардо да винчи
- Творчеств рафаэля
- Творчество микеланджело
- Творчество тициана
- Творчество иеронима босха
- Творчество питера брейгеля мужицкого
- Творчество альбрехта дюрера
- Живопись итальянского возрождения 15в.
- Исусство возрждения во франции и англии
- Искусство возрждения в германии