Искусство византии Период "иконоборчества" (730-1046 г.Г.)
Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу...". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали изображения человека (что было закреплено мусульманской религией).
В 726 году император Лев 3 обнародовал указ, в котором запрещалось воздавать поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских святынь.
Население империи разделилось надвое: иконоборцы и иконопочитатели. Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая иконы, стойкие христиане рисковали жизнью. При новом императоре, Константине, допускалась только светская живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась только в отдаленных провинциальных монастырях.
К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль. Иконопочитание победило. Седьмой собор вернул иконам их прежнее положение.
Канон исконописи
Художники постепенно, но сознательно отходят от античной трактовки человеческого образа в гармоническом единстве его морального и физического совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая правдивой передачей физического облика.
Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией.
Канон- совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.
Византийский иконографический канон регламентировал:
круг композиций и сюжетов священного писания
изображение пропорций фигур
общий тип и общее выражение лица святых
тип внешности отдельных святых и их позы
палитру цветов
технику живописи.
Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени
После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, чтоможно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то,какследует изображать внешность святых и божественные сюжеты.
Результатом этих исканий стали следующие установки:
- Мхк – изо искусство древней месопотамии
- Крито-микенское искусство
- Искуство древней греции
- Ансамбль афинского акрополя
- Скульптура древней греции
- Искусство византии Период "иконоборчества" (730-1046 г.Г.)
- Техника иконописи
- Эпоха средневековья: общая характеристика. Романский и готический стили в искустве)
- Творчество сандро боттичелли
- Творчество леонардо да винчи
- Творчеств рафаэля
- Творчество микеланджело
- Творчество тициана
- Творчество иеронима босха
- Творчество питера брейгеля мужицкого
- Творчество альбрехта дюрера
- Живопись итальянского возрождения 15в.
- Исусство возрждения во франции и англии
- Искусство возрждения в германии