logo
МХК - ИЗО (неполный конспект)

Искусство византии Период "иконоборчества" (730-1046 г.Г.)

Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу...". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали изображения человека (что было закреплено мусульманской религией).

В 726 году император Лев 3 обнародовал указ, в котором запрещалось воздавать поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских святынь.

Население империи разделилось надвое: иконоборцы и иконопочитатели. Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая иконы, стойкие христиане рисковали жизнью. При новом императоре, Константине, допускалась только светская живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась только в отдаленных провинциальных монастырях.

К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль. Иконопочитание победило. Седьмой собор вернул иконам их прежнее положение.

Канон исконописи

Художники постепенно, но сознательно отходят от античной трактовки человеческого образа в гармоническом единстве его морального и физического совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая правдивой передачей физического облика.

Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией.

Канон- совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.

Византийский иконографический канон регламентировал:

Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени

После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, чтоможно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то,какследует изображать внешность святых и божественные сюжеты.

Результатом этих исканий стали следующие установки: