logo
МХК - ИЗО (неполный конспект)

Искуство древней греции

Архитектура

В VII-VI вв. до н.э. греческие зодчие начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VI в. до н.э. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой. Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического.

П. дорического (суровая мощь и тяжеловесная массивность):храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии.

П. ионического (изящные, стройные, с вычурностью декоративного убранства ):храм Геры на о. Самос, Артемиды в Эфесе.

Показательно, что после Пелопонесской войны не только сократилось монументальное строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Внимания стало уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, гимнасиям. Архитекторы Филон, Скопос, Поликлет Младший.

Вазопись

Т.к. вазы были у всех, то очень демократично: сцены богатой жизн (гонки колесниц, пиры, etc.) перемежались сценами крестянской жизни (жатва, посевы, и т.д.).

Вторая четверть V в. до н.э. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Он располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

В IV в. до н.э. вазовая живопись, напротив, вступала в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора, появилась небрежность в рисунке.

В философии V в. основным направлением была натурфилософия и пифагореизм, противостоящий ей. Но чем больше она отрывается от реальных знаний тем больше общественный скептицизм к натурфилософии, выразителями которого стали софисты.