Архитектурные ансамбли архаического периода. Дельфы, Афины, Олимпия.
• Святилище Аполлона в Дельфах.
Одно из главных святилищ Аполлона, огромный комплекс. Располагается на плато, храм в окружении гор – здание обыгрывается на фоне огромного горного массива. К храму ведет петляющая дорога. Визуально явленная модель мира. Образ космоса, организованного целого господствует над хаосом природы. Удачные точки зрения – храм виден издалека. Господство храма, вписанность в окружающую среду (нет восточной идеи подавления). Отсутствие фронтальной точки зрения. Дорога извилиста (а не прямая!), четко продуманная: с каждым подъемом храм виден с новой точки зрения (всегда угловой ракурс). Сакральность места. Аполлон и Пифон – борьба Космоса и Хаоса. Нет жесткой оси. Нет дидактики, симметрии и арифметики – характерно для греческого ансамбля (Афинский Акрополь). Явленное наглядно господство, которое не навязывается. Прочувствованная арх-ра, ее пластика, связь со скульптурой. Свободное живописное расположение элементов арх-ной формы в пространстве. Расположение по вертикали и горизонтали (святилище как сфера). Внизу – маленькие здания, храмики. Движение вверх к главному храму Аполлона, дальше – святилище.
Храмы простильного типа – сокровищницы. Визуальная ассиметрия, ни одна сокровищница не расположена четко фасадно, нет единой оси. Сокровищница мегарян в Дельфах (вт.пол. 6 в.) – тип простиля, триглифы точно совпадают с колоннами.
Движение от маленьких храмов полисов к общегреческому большому храму. Угловой ракурс – от входа (визуальная продуманность). Храм Аполлона – см. выше.
На склоне – театр в Дельфах (с противоположной дороге стороны). Туда попадаешь только поднявшись по дороге и дойдя до храма, обогнув его.
Древнейший толос в Дельфах – ок. 580 г. Нет идеи борьбы несомой и несущей конструкции.
506 г. – Греция превращается из страны независимых полисов в сильную державу. Эта тенденция отражена в храмовых комплексов этого периода.
2) Олимпия
3)Акрополь в Афинах
- 1.Основные черты развития искусства первобытного общества. Искусство палеолита и его особености. Особенности искусства эпохи неолита.
- 2. Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы его развития
- 3.Искусство Древнего царства
- 4. Искусство Шумера и Аккада
- 5.Искусство Эгейского мира.
- 6. Искусство греческой архаики. Раннеархаический период. Греческая вазопись ориентализирующего стиля. Родосско-ионийская, коринфская и аттическая керамика.
- 7. Греческая дорическая архитектура архаического периода VI в. До н.Э. (храм Аполлона в Коринфе и Аполлона в Дельфах, храмы Великой Греции).
- Архитектурные ансамбли архаического периода. Дельфы, Афины, Олимпия.
- 8. Греческая вазопись
- Метопы и фронтоны греческих храмов в 1 половине V в. До н.Э.
- 10. Искусство времени «высокой классики». Эпоха Перикла в Афинах. Комплекс Афинского акрополя. А). Парфенон с). Храм Нике Аптерос б). Пропилеи о). Эрехтейон
- 11. Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (Дорифор - канон Поликлета, статуя Амазонки).
- 12. Греческая скульптура V в. До н.Э. В Аттике. Фидий (Афинский акрополь, фриз Парфенона, статуи Афины).
- 13. Греческая скульптура в позднеклассический период. Пракситель (Гермес с младенцем Дионисом, Афродита Книдская и другие произведения). Скопас.
- Греческая скульптура IV в. До н.Э. Лисипп и Леохар
- Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены.
- Греческая скульптура эллинистического периода (основные школы). Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины). Скульптурный портрет в эллинистический период и в эпоху классики.
- Римский скульптурный портрет.
- 18.Трактат Витрувия "Десять книг об архитектуре".
- Жилая архитектура эпохи Империи. Анализ внутренней планировки виллы, инсулы.
- 20. Форум Траяна. Святилище Фортуны Примигении в Пренесте.
- 21. Пантеон. Колизей. Вилла Адриана в Тиволи.
- 22. Помпейские фрески. Декорация виллы Мистерий.
- Сложение иконографии христианского искусства. Основные понятия раннехристианского искусства. Позднеантичная и раннехристианская скульптура. Живопись катакомб.
- Сложение иконографической системы росписи крестовокупольного храма.
- Монументальная живопись зрелого византийского искусства
- Архитектура Киевской Руси к. 10 - с.11 в. Архитектура Киева к. 11 — 1/4 12в.
- Архитектура Новгорода 12в. Архитектура Новгорода 14-15вв.
- Архитектура Владимиро-Суздальской Руси 12 -14в.
- 31. Московский Кремль.
- Архитектура 17в. Нарышкинское барокко.
- Живопись Киевской Руси 11 в.
- Живопись Новгорода 12в. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. Русские домонгольские иконы.
- 36.Феофан Грек Феофан Грек
- 37. Московская живопись. Андрей Рублёв и его современники.
- Дионисий и его круг. Основные произведения.
- 39. Русская живопись 16-17в. Фрески Ярославля.
- 40.Эволюция базиликального храма. Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050 гг.
- 41.Ковёр из Байё
- Романская архитектура Франции конца XI- хп вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика.
- Романская архитектура северной и средней Италии. Пизанский комплекс.
- Формирование романской скульптуры во Франции, Испании, Италии, Германии.
- Готическая архитектурная система: ее технический, символический, художественный смысл. Готический собор.
- 46. Крупнейшие соборы Франции 1200-1250 гг. Страсбургский собор
- Русский православный собор в Ницце
- Нотр-Дам-де-Родез
- Собор в Реймсе
- Руанский собор
- 47. Готический алтарный образ. Проторенессансные тенденции в Италии
- 48.Проторенессанс и готика в итальянской архитектуре 11-14 веков.
- Скульптура Проторенессанса: Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано.