20. Форум Траяна. Святилище Фортуны Примигении в Пренесте.
1 января 112 года в Риме произошло знаменательное событие. В этот день был открыт последний из серии имперских форумов - Форум Траяна. Очередное творение Аполлодория занимало площадь 185 на 300 метров - почти столько же, сколько все остальные форумы вместе взятые. Ничего подобного римляне не видели ни до, ни после эпохи Траяна - настолько прекрасным получился этот комплекс. В него входили собственно Форум (FORVM TRAIANI), Базилика Ульпия (BASILICA VLPIA), Имперская Библиотека Траяна (BIBLIOTHECA VLPIA) и, наконец, Колонна (COLVMNA). Позднее, уже после смерти императора, комплекс был дополнен Храмом Божественного Траяна (TEMPLVM DIVI TRAIANI). На схеме справа хорошо видно, что Форум Траяна располагался между форумами Юлия Цезаря и Августа с юга комплексом Atrium Libertatis с севера. С востока он подпирался рынком Траяна (MERCATVS TRAIANI) - еще одним знаменательным сооружением древнего Рима. Группа зданий вытянулась вдоль линии, почти соосной направлению юг-север. По замыслу архитектора и самого Траяна, комплекс должен был в концентрированной форме представлять достижения эпохи Траяна. Прежде всего, сюда входит покорение в двух войнах упрямой Дакии и устранение угрозы вторжения варваров из-за Дуная. Во-вторых, сооружение служило цели усиления культа личности Траяна - здесь были представленны его родители, соратники, выдающиеся полководцы дакийской кампании. Нашлось место и проигравшим - по замыслу Аполлодория все кариатиды были представленны фигурами даков и их союзников. В третьих, было организовано хранилище для архива Траяна.
Эволюция архитектуры святилищ относится к первой половине I в. до н.э. и связана с расширением святилища Фортуны в Пренесте. Древнейшим местом культа в Пренесте была пещера оракула богини удачи Фортуны, особенно почитаемой практичными римлянами, и маленькое святилище вблизи нее на узкой террасе. В середине II в. до н.э.* терраса была расширена субструкциями, а старое святилище заменено новым. Это было прямоугольное в плане здание (22,18X14 м), примыкавшее к скале, естественному гроту которой придали очертания апсиды. Вдоль расчлененных ионическими полуколоннами стен зала проходил широкий подий, на который ставились приношения богине. Пол покрывала великолепная мозаика с изображением разлива Нила. Находившаяся левее пещера оракула была превращена в нимфей. Струящаяся из скалы вода падала на цветной мозаичный пол с изображением моря и рыб. Между нимфеем и залом с апсидой впоследствии появилось пятинефное базиликальное здание. Над этой террасой в 82—70 гг. развернулось строительство нового грандиозного святилища Фортуны. Оно было предпринято диктатором Суллой после разгрома им своих политических врагов, укрепившихся в Пренесте, и должно было выразить не только его благодарность Фортуне, но и увековечить его победу над мятежным городом.
- 1.Основные черты развития искусства первобытного общества. Искусство палеолита и его особености. Особенности искусства эпохи неолита.
- 2. Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы его развития
- 3.Искусство Древнего царства
- 4. Искусство Шумера и Аккада
- 5.Искусство Эгейского мира.
- 6. Искусство греческой архаики. Раннеархаический период. Греческая вазопись ориентализирующего стиля. Родосско-ионийская, коринфская и аттическая керамика.
- 7. Греческая дорическая архитектура архаического периода VI в. До н.Э. (храм Аполлона в Коринфе и Аполлона в Дельфах, храмы Великой Греции).
- Архитектурные ансамбли архаического периода. Дельфы, Афины, Олимпия.
- 8. Греческая вазопись
- Метопы и фронтоны греческих храмов в 1 половине V в. До н.Э.
- 10. Искусство времени «высокой классики». Эпоха Перикла в Афинах. Комплекс Афинского акрополя. А). Парфенон с). Храм Нике Аптерос б). Пропилеи о). Эрехтейон
- 11. Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (Дорифор - канон Поликлета, статуя Амазонки).
- 12. Греческая скульптура V в. До н.Э. В Аттике. Фидий (Афинский акрополь, фриз Парфенона, статуи Афины).
- 13. Греческая скульптура в позднеклассический период. Пракситель (Гермес с младенцем Дионисом, Афродита Книдская и другие произведения). Скопас.
- Греческая скульптура IV в. До н.Э. Лисипп и Леохар
- Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены.
- Греческая скульптура эллинистического периода (основные школы). Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины). Скульптурный портрет в эллинистический период и в эпоху классики.
- Римский скульптурный портрет.
- 18.Трактат Витрувия "Десять книг об архитектуре".
- Жилая архитектура эпохи Империи. Анализ внутренней планировки виллы, инсулы.
- 20. Форум Траяна. Святилище Фортуны Примигении в Пренесте.
- 21. Пантеон. Колизей. Вилла Адриана в Тиволи.
- 22. Помпейские фрески. Декорация виллы Мистерий.
- Сложение иконографии христианского искусства. Основные понятия раннехристианского искусства. Позднеантичная и раннехристианская скульптура. Живопись катакомб.
- Сложение иконографической системы росписи крестовокупольного храма.
- Монументальная живопись зрелого византийского искусства
- Архитектура Киевской Руси к. 10 - с.11 в. Архитектура Киева к. 11 — 1/4 12в.
- Архитектура Новгорода 12в. Архитектура Новгорода 14-15вв.
- Архитектура Владимиро-Суздальской Руси 12 -14в.
- 31. Московский Кремль.
- Архитектура 17в. Нарышкинское барокко.
- Живопись Киевской Руси 11 в.
- Живопись Новгорода 12в. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. Русские домонгольские иконы.
- 36.Феофан Грек Феофан Грек
- 37. Московская живопись. Андрей Рублёв и его современники.
- Дионисий и его круг. Основные произведения.
- 39. Русская живопись 16-17в. Фрески Ярославля.
- 40.Эволюция базиликального храма. Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050 гг.
- 41.Ковёр из Байё
- Романская архитектура Франции конца XI- хп вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика.
- Романская архитектура северной и средней Италии. Пизанский комплекс.
- Формирование романской скульптуры во Франции, Испании, Италии, Германии.
- Готическая архитектурная система: ее технический, символический, художественный смысл. Готический собор.
- 46. Крупнейшие соборы Франции 1200-1250 гг. Страсбургский собор
- Русский православный собор в Ницце
- Нотр-Дам-де-Родез
- Собор в Реймсе
- Руанский собор
- 47. Готический алтарный образ. Проторенессансные тенденции в Италии
- 48.Проторенессанс и готика в итальянской архитектуре 11-14 веков.
- Скульптура Проторенессанса: Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано.