47. Готический алтарный образ. Проторенессансные тенденции в Италии
В развитии раннего итальянского искусства большая роль принадлежала итальянским городам, тесно связанным с укреплением цехов, с ростом влияния ремесленных и купеческих кругов. Они, по существу, и были главной силой, вступавшей в борьбу с феодальной знатью. Ярче всего эти процессы выявились во Флоренции; в других городах социальные сдвиги происходили в менее решительных формах. Так было в Сиене, в искусстве которой были сильнее выражены элементы средневекового мировосприятия, и в других центрах. Церковь, несмотря на отдельные отступления от своих позиций, все же продолжала оказывать большое влияние на культуру дученто (то есть XIII в.), религия по-прежнему оставалась существенной частью мировоззрения. Однако новые идеи, подобно свежему роднику, все же пробивались из-под пластов средневекового мировоззрения.
Для художественной культуры дученто характерен тот факт, что темпы развития архитектуры, живописи и скульптуры не совпадали. Ранее всего – с 1260-х гг. – искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре, основоположником которой выступил Никколо Пизано. С 1290-х гг. начинается подъем проторенессансной живописи, сначала в творчестве Каваллини, а затем Джотто. Но если у мастеров изобразительного искусства, при всех их индивидуальных отличиях, внутренняя общность и черты нового, заложенные в их произведе-ниях, выражены чрезвычайно ярко, то в зодчестве рассматриваемого периода эти качества не получили столь очевидного воплощения, хотя и здесь можно проследить весьма важные сдвиги.
Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства. Расцвет тосканского инкрустационного стиля, в котором столь ярко выступила античная подоснова, был уже позади. Инкрустационный стиль – направление в романской архитектуре Италии, развивав-шееся в Тоскане в XI-XIII вв. Постройки этого стиля гармоничны по пропорциям, снаружи и внутри богато украшены узорами из цветных мраморов (геометрический орнамент, изображения ордерных элементов) и расчленены по античному образцу колоннами, несущими арки. С середины XIII в. в культовом зодчестве начинают укореняться формы готики, в гражданском – продолжают сохраняться и развиваться элементы романской архитектуры, но в эти формы вливается в значительной мере новое содержание, порожденное именно проторенессансным этапом развития художественной культуры. Даже в классических образцах итальянской готики – фасаде Сиенского собора, сооруженного по проекту Джованни Пизано (1284 – ок. 1377), и в соборе в Орвьето (начат в 1285-1290-х гг.) – слабо выражен столь характерный для этого стиля взлет ввысь, а спиритуализация архитектурных форм уступила место декоративному богатству и почти ювелирной тонкости в отделке. В самой же Флоренции возникли сооружения, овеянные новым духом. Уже в такой ранней постройке, как церковь Санта Тринита (начата в 1258 г., закончена не позднее 1290-х гг.), создателем которой был, очевидно, Никколо Пизано, явственно выражены телесность архитектурных масс, простота и ясная логика членений, нейтрализующие звучание собственно готических форм.
- 1.Основные черты развития искусства первобытного общества. Искусство палеолита и его особености. Особенности искусства эпохи неолита.
- 2. Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы его развития
- 3.Искусство Древнего царства
- 4. Искусство Шумера и Аккада
- 5.Искусство Эгейского мира.
- 6. Искусство греческой архаики. Раннеархаический период. Греческая вазопись ориентализирующего стиля. Родосско-ионийская, коринфская и аттическая керамика.
- 7. Греческая дорическая архитектура архаического периода VI в. До н.Э. (храм Аполлона в Коринфе и Аполлона в Дельфах, храмы Великой Греции).
- Архитектурные ансамбли архаического периода. Дельфы, Афины, Олимпия.
- 8. Греческая вазопись
- Метопы и фронтоны греческих храмов в 1 половине V в. До н.Э.
- 10. Искусство времени «высокой классики». Эпоха Перикла в Афинах. Комплекс Афинского акрополя. А). Парфенон с). Храм Нике Аптерос б). Пропилеи о). Эрехтейон
- 11. Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (Дорифор - канон Поликлета, статуя Амазонки).
- 12. Греческая скульптура V в. До н.Э. В Аттике. Фидий (Афинский акрополь, фриз Парфенона, статуи Афины).
- 13. Греческая скульптура в позднеклассический период. Пракситель (Гермес с младенцем Дионисом, Афродита Книдская и другие произведения). Скопас.
- Греческая скульптура IV в. До н.Э. Лисипп и Леохар
- Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены.
- Греческая скульптура эллинистического периода (основные школы). Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины). Скульптурный портрет в эллинистический период и в эпоху классики.
- Римский скульптурный портрет.
- 18.Трактат Витрувия "Десять книг об архитектуре".
- Жилая архитектура эпохи Империи. Анализ внутренней планировки виллы, инсулы.
- 20. Форум Траяна. Святилище Фортуны Примигении в Пренесте.
- 21. Пантеон. Колизей. Вилла Адриана в Тиволи.
- 22. Помпейские фрески. Декорация виллы Мистерий.
- Сложение иконографии христианского искусства. Основные понятия раннехристианского искусства. Позднеантичная и раннехристианская скульптура. Живопись катакомб.
- Сложение иконографической системы росписи крестовокупольного храма.
- Монументальная живопись зрелого византийского искусства
- Архитектура Киевской Руси к. 10 - с.11 в. Архитектура Киева к. 11 — 1/4 12в.
- Архитектура Новгорода 12в. Архитектура Новгорода 14-15вв.
- Архитектура Владимиро-Суздальской Руси 12 -14в.
- 31. Московский Кремль.
- Архитектура 17в. Нарышкинское барокко.
- Живопись Киевской Руси 11 в.
- Живопись Новгорода 12в. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. Русские домонгольские иконы.
- 36.Феофан Грек Феофан Грек
- 37. Московская живопись. Андрей Рублёв и его современники.
- Дионисий и его круг. Основные произведения.
- 39. Русская живопись 16-17в. Фрески Ярославля.
- 40.Эволюция базиликального храма. Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050 гг.
- 41.Ковёр из Байё
- Романская архитектура Франции конца XI- хп вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика.
- Романская архитектура северной и средней Италии. Пизанский комплекс.
- Формирование романской скульптуры во Франции, Испании, Италии, Германии.
- Готическая архитектурная система: ее технический, символический, художественный смысл. Готический собор.
- 46. Крупнейшие соборы Франции 1200-1250 гг. Страсбургский собор
- Русский православный собор в Ницце
- Нотр-Дам-де-Родез
- Собор в Реймсе
- Руанский собор
- 47. Готический алтарный образ. Проторенессансные тенденции в Италии
- 48.Проторенессанс и готика в итальянской архитектуре 11-14 веков.
- Скульптура Проторенессанса: Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано.