logo
Arkhitektura

21. Пантеон. Колизей. Вилла Адриана в Тиволи.

Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности.Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине купола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза.

Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.

Виллу императора Адриана (Villa Adriana) построили у подножия Тибуртинских гор между 118 и 138 гг. нашей эры. Площадь территории огромного комплекса была не меньшей от 120 га, возможно до 300 га. С двух сторон ее омывали реки Феррат и Ризиколи. Зеленые просторы настолько понравились Адриану, что он решил перенести туда свою резиденцию.

Так как император был разносторонней личностью, он собственноручно участвовал в строительстве виллы. Среди его работ известна еще одна не менее знаменитая римская достопримечательность – Castel Sant’Angelo. Ученые считают, что во время строительства виллы в окрестностях Рима император старался передать стиль Золотого дома Нерона.

В 138 году Адриан умер и с тех пор комплекс принадлежал императорскому дому. Вилла дожила до поздней античности, а потом была разграблена варваром Тотилой. В Средние века ее здания стали строительным материалов для города Тиволи. В конце XV века при папе Александре VI Борджиа начались первые раскопки в театре Одеон. Тогда нашли несколько статуй, которые сейчас находятся в Музее Прадо в Мадриде.

Первые обширные раскопки датируются серединой XVI века, они были заказаны кардиналом Ипполито II д’Эсте (сыном Лукреции Борджиа), который в то время был губернатором Тиволи. В XVIII веке значительная часть виллы Адриана перешла к графу Джузеппе Феде. Он посадил прекрасные кипарисы, которые растут там до сегодняшнего дня.