21. Пантеон. Колизей. Вилла Адриана в Тиволи.
Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности.Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине купола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза.
Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.
Виллу императора Адриана (Villa Adriana) построили у подножия Тибуртинских гор между 118 и 138 гг. нашей эры. Площадь территории огромного комплекса была не меньшей от 120 га, возможно до 300 га. С двух сторон ее омывали реки Феррат и Ризиколи. Зеленые просторы настолько понравились Адриану, что он решил перенести туда свою резиденцию.
Так как император был разносторонней личностью, он собственноручно участвовал в строительстве виллы. Среди его работ известна еще одна не менее знаменитая римская достопримечательность – Castel Sant’Angelo. Ученые считают, что во время строительства виллы в окрестностях Рима император старался передать стиль Золотого дома Нерона.
В 138 году Адриан умер и с тех пор комплекс принадлежал императорскому дому. Вилла дожила до поздней античности, а потом была разграблена варваром Тотилой. В Средние века ее здания стали строительным материалов для города Тиволи. В конце XV века при папе Александре VI Борджиа начались первые раскопки в театре Одеон. Тогда нашли несколько статуй, которые сейчас находятся в Музее Прадо в Мадриде.
Первые обширные раскопки датируются серединой XVI века, они были заказаны кардиналом Ипполито II д’Эсте (сыном Лукреции Борджиа), который в то время был губернатором Тиволи. В XVIII веке значительная часть виллы Адриана перешла к графу Джузеппе Феде. Он посадил прекрасные кипарисы, которые растут там до сегодняшнего дня.
- 1.Основные черты развития искусства первобытного общества. Искусство палеолита и его особености. Особенности искусства эпохи неолита.
- 2. Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы его развития
- 3.Искусство Древнего царства
- 4. Искусство Шумера и Аккада
- 5.Искусство Эгейского мира.
- 6. Искусство греческой архаики. Раннеархаический период. Греческая вазопись ориентализирующего стиля. Родосско-ионийская, коринфская и аттическая керамика.
- 7. Греческая дорическая архитектура архаического периода VI в. До н.Э. (храм Аполлона в Коринфе и Аполлона в Дельфах, храмы Великой Греции).
- Архитектурные ансамбли архаического периода. Дельфы, Афины, Олимпия.
- 8. Греческая вазопись
- Метопы и фронтоны греческих храмов в 1 половине V в. До н.Э.
- 10. Искусство времени «высокой классики». Эпоха Перикла в Афинах. Комплекс Афинского акрополя. А). Парфенон с). Храм Нике Аптерос б). Пропилеи о). Эрехтейон
- 11. Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (Дорифор - канон Поликлета, статуя Амазонки).
- 12. Греческая скульптура V в. До н.Э. В Аттике. Фидий (Афинский акрополь, фриз Парфенона, статуи Афины).
- 13. Греческая скульптура в позднеклассический период. Пракситель (Гермес с младенцем Дионисом, Афродита Книдская и другие произведения). Скопас.
- Греческая скульптура IV в. До н.Э. Лисипп и Леохар
- Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены.
- Греческая скульптура эллинистического периода (основные школы). Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины). Скульптурный портрет в эллинистический период и в эпоху классики.
- Римский скульптурный портрет.
- 18.Трактат Витрувия "Десять книг об архитектуре".
- Жилая архитектура эпохи Империи. Анализ внутренней планировки виллы, инсулы.
- 20. Форум Траяна. Святилище Фортуны Примигении в Пренесте.
- 21. Пантеон. Колизей. Вилла Адриана в Тиволи.
- 22. Помпейские фрески. Декорация виллы Мистерий.
- Сложение иконографии христианского искусства. Основные понятия раннехристианского искусства. Позднеантичная и раннехристианская скульптура. Живопись катакомб.
- Сложение иконографической системы росписи крестовокупольного храма.
- Монументальная живопись зрелого византийского искусства
- Архитектура Киевской Руси к. 10 - с.11 в. Архитектура Киева к. 11 — 1/4 12в.
- Архитектура Новгорода 12в. Архитектура Новгорода 14-15вв.
- Архитектура Владимиро-Суздальской Руси 12 -14в.
- 31. Московский Кремль.
- Архитектура 17в. Нарышкинское барокко.
- Живопись Киевской Руси 11 в.
- Живопись Новгорода 12в. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. Русские домонгольские иконы.
- 36.Феофан Грек Феофан Грек
- 37. Московская живопись. Андрей Рублёв и его современники.
- Дионисий и его круг. Основные произведения.
- 39. Русская живопись 16-17в. Фрески Ярославля.
- 40.Эволюция базиликального храма. Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050 гг.
- 41.Ковёр из Байё
- Романская архитектура Франции конца XI- хп вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика.
- Романская архитектура северной и средней Италии. Пизанский комплекс.
- Формирование романской скульптуры во Франции, Испании, Италии, Германии.
- Готическая архитектурная система: ее технический, символический, художественный смысл. Готический собор.
- 46. Крупнейшие соборы Франции 1200-1250 гг. Страсбургский собор
- Русский православный собор в Ницце
- Нотр-Дам-де-Родез
- Собор в Реймсе
- Руанский собор
- 47. Готический алтарный образ. Проторенессансные тенденции в Италии
- 48.Проторенессанс и готика в итальянской архитектуре 11-14 веков.
- Скульптура Проторенессанса: Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано.