Искусство Вьетнама.
О.Прокофьев
Первые памятники развитой художественной культуры на территории Вьетнама относятся к началу нашей эры (зрелая культура бронзового века в северном Аннаме, в Донг-Соне). Отдельные предметы, в частности бронзовые барабаны, богато украшенные резьбой, указывают на связи этой культуры с древней индонезийской и китайской цивилизацией. В Тань-Хоа найдены кирпичные гробницы с разнообразной утварью, обнаруживающей большую близость к китайскому искусству периода династии Хань.
Однако подлинный расцвет культуры и искусства наступает в середине первого тысячелетия и связан с образованием государства чамов, точнее, тямов, в котором, по-видимому, существовали неразвитые рабовладельческие отношения наряду с начавшими складываться феодальными. Народность тямов, первые сведения о которой относятся ко 2 — 3 вв. н. э., в настоящее время почти вымершая, некогда была господствующей в центральных и южных областях Вьетнама.
Собственно вьетнамцы (аннамиты), составляющие и настоящее время основное население страны, в первом тысячелетии занимали лишь крайнюю се северную часть и находились в непосредственной зависимости от Китая. Однако, несмотря на воздействие китайской культуры, народ сохранял свой язык и обычаи, связанные с древнейшими анимистическими представлениями и культом предков. Начиная с 10 в. происходит вытеснение тямов вьетнамцами, завершившееся их завоеванием в 15 в.
В древней Тямпе процветала своеобразная и богатая художественная культура и искусство. Самые значительные, архитектурные сооружения древних тямов связаны с двумя крупными центрами, находящимися около побережья недалеко от современного Файфо. Это считавшиеся священными города Ми-Сон и Донг-Дуонг, основанные примерно в конце 4 в.
Наиболее ранние архитектурные памятники тямов находятся в Ми-Соне, представляющем собой большой архитектурный комплекс, состоящий из девяти храмов и около шестидесяти меньших сооружений. Созданные на протяжении многих веков (от 4 до 10 в.), храмы Ми-Сона дают представление о первом, наиболее ярком этапе развития искусства тямов. Самым значительным и классическим образцом является храм Бхадрешвара, посвященный Шиве и созданный в начале 7 в. на месте ранее существовавшего храма 5 в.
Внутреннее помещение храма представляет собой сравнительно небольшой зал, квадратный в плане, с двумя небольшими вестибюлями, соединяющими зал с двумя выходами, ориентированными на запад и на восток. Сумрак зала при аскетической бедности его оформления представляет резкий контраст с неисчерпаемым богатством архитектурных и декоративных форм наружного облика храма. Однако и снаружи храм сохраняет все же в общем известную строгость и четкость форм, что происходит не только от ясных соотношений основных архитектурных масс, но также от продуманного в соответствии со структурными членениями храма распределения декора. Основным архитектурным элементом являются пилястры, по пять с каждой стороны. Промежутки между ними разделены на две более узкие части, украшенные равномерно покрывающим их растительным орнаментом. Сложнее украшены база и особенно капитель с богатыми карнизами. Здесь в горизонтально чередующиеся ряды геометрического и растительного орнамента включаются скульптурные изображения небесных дев — апсар. Над основным прямоугольным объемом здания находится пирамидальное по форме покрытие, ритмично расчлененное на три уменьшающихся кверху уступа. Покрытие завершалось несохранившейся до нашего времени восьмигранной конусообразной частью в виде бутона лотоса. Вертикали пилястр в нижней части храма противопоставляются горизонталям карнизов верхней части и уступов покрытий, благодаря чему создается четкая и простая основа для восприятия всего здания.
Вдоль храма, с южной и северной стороны, прежде располагалось по три небольших храмика, повторяющих большой. Они вместе с храмом стояли на платформе двухметровой высоты, в плане очерченной соответственно размещению строений. Весь комплекс, включая дополнительные храмовые сооружения, располагался на квадратной площади, замкнутой оградой (70 X 70 м) с, единственным входом с западной стороны.
В целом храм Бхадрешвара и поныне отличается красотой и гармоничностью наружного архитектурного решения. В нем нашел свое лучшее выражение тип наиболее распространенного в архитектуре тямов, башнеобразного храма известного под названием калан.
Основным строительным материалом калана является кирпич. Перекрытие сделано при помощи ложного свода. Совершенство кладки и качество обжига допускали скульптурную резьбу непосредственно на кирпичной стене, тогда как отдельные выступающие детали делались из песчаника и гранита, а позднее из обожженной глины.
Помимо каланов типа встречающихся в Ми-Соне к тому же периоду относится другой тип, так называемый кубический, более приземистый, с более широкими пилястрами, с меньшей высотой своей центральной части. Часты и каланы смешанного типа, например каланы в Донг-Дуонге.
Карта. Вьетнам.
Наряду с каланом в архитектуре тямов данного периода встречается тип вытянутого здания, крытого черепицей, с большим сквоз-ным трехнефным внутренним залом. Один из лучших образцов подобного тина находится в Ми-Соне. В ном особенной импозантностью и богатством декора отличаются боковые фасады.
Крупным архитектурным центром, процветавшим в одно время с Ми-Соном и расположенным несколько южное, был Донг-Дуонг. Донг-Дуонг представлял собой огромный монастырский ансамбль, посвященный буддийскому культу. От сооружений, построенных в 9— 10 вв., сохранились лишь руины.
Реконструкция отдельных частей ансамбля Донг-Дуонга дает представление о самобытности архитектуры тямов, достигнутой к концу первого тысячелетия. Интересна своеобразная композиция входного здания. Здание увенчано пирамидальным ступенчатым покрытием по типу калана и чрезвычайно богато декорировано. Досятиметровые пилоны, расположенные по обоим сторонам входного здания и выдвинутые несколько вперед, представляют собой высокие слегка усеченные колонны с рядом кольцеобразных утолщений, учащающихся кверху. Мотив высоких входных пилонов повторяется в ряде трехметровых колонн, расположенных вдоль наружного края стены. Контраст пышного и приземистого входного здания с простыми и мощными объемами пилонов образует гармоничный и необычайно нарядный ансамбль.
Начиная с 10 в. государство тямов терпит серьезное давление от наступающих с севера аннамитов. В 11 в. центр государства тямов передвигается на юг, в район Киньона. В скульптуре и архитектуре этого второго периода проявляются черты постепенно развивающегося упадка.
Так, даже лучшие храмы в районе Бинь-Дипя (11 и 12 вв.), обнаруживающие своеобразные черты по сравнению с храмами предыдущего периода, Медная башня, калан Дуонг-Лонг или в особенности Серебряная башня, - хотя и отличаются внушительностью пропорций и мощью силуэта, все же многими своими архитектурными и декоративными особенностями свидельствуют об утрате прежней гармоничности и ясности общего художественного замысла. Высота этажей покрытия увеличивается, нарушая тем самым общую его соразмерность по отношению к нижней части. Бросается в глаза значительное утяжеление карнизов, рисунок пилястр и капителей становится гораздо суше, характер декоративной резьбы измельченным.
Специфическим в каланах данного периода является оформление углов карнизов башенками, повторяющими в миниатюре все здание. В дальнейшем этот чисто декоративный мотив получает своеобразное развитие. Так, в калане По Клаунг-Гарай в Фан-Ранге, на юге Вьетнама (14 в.) (илл. 201}, чрезмерно увеличенные декоративные башни отягощают углы каждого уступа покрытия, заметно нарушая гармоническое равновесие архитектурных масс, придавая им монументальный и тяжеловесный характер.
Скульптура тямов была всегда связана с архитектурой. Отсюда ее декоративная функция, проявляющаяся во всех ее видах: от орнаментальной резьбы до фигурных изображений. Вместе с тем скульптурно-декоративное оформление (за редкими исключениями позднего периода) обычно строго подчинено архитектурной основе. Характер скульптуры по большей части связан с местоположением в системе декоративного оформления архитектурного сооружения, причем скульптура служит нередко существенным декоративным акцентом в общей архитектурной композиции. Групповые сцены или изображения отдельных фигур чаще всего даны на боковой стенке пьедестала культового изображения. Вследствие этого рельефы тямов невелики по своим размерам, сильно отличаясь в этом отношении от кхмерских, сплошь заполняющих длинные стены.
Лучшие образцы скульптуры относятся к первому периоду развития искусства тямов. Наиболее интересные скульптуры были обнаружены в развалинах храмов в Тра-Кье, в Ми-Соне и Допг-Дуонге и относятся примерно к 7 —10 вв. Наиболее известными являются скульптуры пьедестала из Тра-Кье (10 в.) с горельефными фигурами танцовщиц и музыкантов (музеи в Туране), полными жизни и пластического совершенства. Особенно замечательна фигура танцовщицы (илл. 2UU). По грациозности движений танца немного можно найти равноценных примеров даже в индийском искусстве. Живая передача танца построена на противопоставлении статики положения ног и легкого движения, пронизывающего всю фигуру, от слегка наклоненных бедер до стремительно повернутых вправо плеч и наклоненной головы, словно удлиненной продолговатым головным убором.
В скульптуре Донг-Дуонга наибольший интерес представляют головы отдельных фигур божеств, показывающие своеобразное стремление к реалистической передаче человека. Лица лишены идеализации. Их' отличают толстые губы, пышные усы, нос с широкими ноздрями, густые брови. Тяжелые украшения, покрывающие сложную прическу, как бы отягощают слегка опущенную голову.
Очень интересны изображения животных. В них проявляются высокая наблюдательность и замечательное пластическое мастерство. Характерно, что эти качества в известной мере сохраняются и во втором периоде развития тямской пластики, для которого типичны некоторая сухость и застылость форм. Лучшие образцы первого периода встречаются в скульптуре Тра-Кье. Фигуры львов, слонов, обезьян показывают тонкую наблюдательность, нисколько не уступая в этом отношении индийской скульптуре. Особенно выразительны слоны, изображенные в характерном движении, со слегка поднятой ногой. Впоследствии самодовлеющая орнаментика как бы подчиняет себе непосредственные наблюдения реальной действительности. Для второго периода характерно распространение причудливого типа декоративных животных: драконов-змей со схематизированными телами и орнаментально трактованными деталями.
В результате распада Танской империи аннамиты (вьетнамцы) добились независимости и образовали в середине 10 в. самостоятельное государство Ко-Виет. С этого времени вьетнамцы начинают свое продвижение на юг, постепенно вытесняя тямов.
В большой мере связанное с китайским искусством, искусство вьетнамцев, однако, по-своему трактует традиционные китайские формы и мотивы. Наиболее ранними образцами вьетнамской архитектур])! являются башни-ступы, сходные с китайскими. Единственный сохранившийся образец в Бииь-Соне около Вьет-Три, на месте древней столицы аннамитов Дай ли Тхан, относится примерно к 10—11 вв. Невысокая (всего 15 м) башня-ступа состоит из одиннадцати ярусов. Все они, а также пьедестал высотой 2,5 м украшены богатой резьбой. Разнообразные декоративные орнаментальные мотивы цветов лотоса, драконов и миниатюрные изображения башни-ступы из обожженной глины полны своеобразного очарования и характерной живописности.
Почти исключительно деревянная архитектура вьетнамцев в основном сохранилась начиная с 17 в., изредка восходя к 15 —16 вв. Архитектурные сооружения согласно своему назначению делятся на ряд основных типов. Своеобразный «храм литературы», посвященный Конфуцию, Ван-Мье, обычно представляет собой целый комплекс различных павильонов, дворов и бассейнов, продуманно расположенных и вписанных в природное окружение. Крупнейшие ансамбли находятся в Ханое и Гуэ. Другими важнейшими архитектурными сооружениями общественного назначения являются Динь, Ден и Чуа, которые представляют собой буддийские и таоий-ские культовые храмы. Иногда три последних типа соединяются в одном, как, например, Чуа-Кео вблизи Тай-Биня (1>ак-6о). Это большой ансамбль со знаменитой главной башней, отличающейся изяществом и стройностью пропорций.
Совершенно оригинальным произведением вьетнамской архитектуры является пагода на одном столбе в Ханое (основана в I 1 в.) (илл. 202} в виде легкого павильона, поднятого на высоком столбе и остроумно укрепленного при помощи боковых кронштейнов. ~>то один из самых выдающихся памятников вьетнамской художественной культуры.
Характернейшей чертой вьетнамской архитектуры является ее гармоническая связь с окружающей природой. Образцом может служить пагода в Нам-Дине (илл. 203 а}. Вьетнамские зодчие придавали огромное значение выбору подходящего места для каждого здания, а тем более большого архитектурного комплекса. Отдельные павильоны культового или погребального ансамбля с большой художественной продуманностью располагались на фоне зелени, живописно сочетаясь с деревьями, тенистыми аллеями и водоемами.
Так, в пагоде в Нам-Дине водоем и кроны пышных деревьев служат необходимой частью в создании общего состояния покоя и умиротворенности, которым' полон весь архитектурный ансамбль, слитый с природой. Другой особенностью вьетнамской архитектуры является своеобразная склонность подчеркивать горизонтальные направления в композиции как всего комплекса, так и отдельного здания. Таков обычный тип павильона с характерными загнутыми углами повторяющихся пологих покрытий, в целом подчеркивающих горизонтальную основу здания.
Образцы круглой скульптуры во вьетнамском искусстве довольно редки.В этой связи особенно интересно отмстить портретную скульптуру из погребальной ступы в Тань-Хоа в северном Аннаме (17 в.). Статуя из дерева, покрытая лаком, изображающая бонзу Минь-Хань, отличается не только точным следованием натуре, но и некоторыми элементами психологической характеристики. В основном же скульптура средневекового Вьетнама имеет исключительно декоративное назначение, отличаясь от китайской своей беспокойной динамикой и сочностью. Примером декоративно-пышного оформления архитектуры может служить украшение четырех входных пилонов Ван-Мье в Ханое (илл. 203 6), придающих особую нарядность всему ансамблю.
- От редакционной коллегии
- Искусство ближнего и среднего востока Введение в искусство Арабских народов
- Искусство ближнего и среднего востока Введение в искусство Арабских народов
- Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака.
- Искусство Египта
- Искусство Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании.
- Искусство Турции.
- Введение в искусство Среднего Востока
- Искусство Средней Азии. Иран.
- Искусство Азербайджана.
- Искусство Средней Азии.
- Искусство Афганистана.
- Искусство Индии и юго-восточной Aзии. Искусство Индии
- Архитектура и искусство 7-13 веков
- Архитектура и искусство 13-18 веков
- Искусство Непала
- Ведение в искусство Юго-Восточной Азии
- Искусство Цейлона.
- Искусство Индонезии.
- Искусство Бирмы
- Искусство Камбоджи.
- Искусство Вьетнама.
- Искусство Лаоса.
- Искусство Таиланда
- Искусство Китая, Монголии, Кореи и Японии. Искусство Китая
- Искусство 4 -6 веков н. Э.
- Искусство 7 - начала 13 веков н. Э.
- Искусство конца 13 и 14 века
- Искусство конца 14 -начала 17 века
- Искусство 17 - 19 веков
- Прикладное искусство 14 -начала 19 века
- Искусство Тибета.
- Искусство Синьцзяна.
- Искусство Монголии.
- Искусство Кореи.
- Искусство Японии.
- Искусство 6 - 12 веков.
- Искусство 13 - 16 веков.
- Искусство древней Америки, тропической и южной Африки, Австралии и Океании. Искусство древней Америки.
- Искусство народов Центральной Америки.
- Искусство народов Южной Америки.
- Искусство народов Тропической и Южной Африки.
- Искусство средневековой Африки.
- Народное искусство Африки 19 - 20 веков.
- Искусство Австралии и Океании.
- Искусство Австралии.
- Искусство Новой Гвинеи и Меланезии.
- Искусство Полинезии и Микронезии.
- Иллюстрации. Пояснения к иллюстрациям. Искусство Сирии, Палестины, Ирака
- Искусство Египта
- Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
- Искусство Турции
- Искусство Ирана
- Искусство Азербайджана.
- Искусство Средней Азии.
- Искусство Афганистана
- Искусство Индии
- Искусство Непала
- Искусство Цейлона
- Искусство Индонезии
- Искусство Бирмы
- Искусство Камбоджи
- Искусство Кореи
- Искусство Японии
- Искусство Древней Америки
- Искусство Тропической и Южной Африки.
- Искусство Австралии и Океании.
- Указатель. Список цветных таблиц.
- Иллюстрации в тексте.
- Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
- Искусство Турции
- Искусство Ирана
- Искусство Азербайджана.
- Искусство Средней Азии.
- Искусство Афганистана
- Искусство Индии
- Искусство Камбоджи
- Искусство Кореи
- Искусство Японии
- Искусство Древней Америки
- Искусство Тропической и Южной Африки.
- Искусство Австралии и Океании.
- Иллюстрации на таблицах
- Искусство Египта
- Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
- Искусство Турции
- Искусство Ирана
- Искусство Азербайджана.
- Искусство Средней Азии.
- Искусство Афганистана
- Искусство Индии
- Искусство Камбоджи
- Искусство Кореи
- Искусство Японии
- Искусство Древней Америки
- Искусство Тропической и Южной Африки.
- Искусство Австралии и Океании.
- Библиография.
- Общие работы
- Том первый: Иcскусство древнего мира Первобытное искусство
- Искусство Древнего Востока. Общие работы.
- Искусство Передней Азии
- Искусство Древнего Египта
- Эгейское искусство
- Искусство Древней Греции
- Эллинистическое искусство
- Искусство Древнего Рима
- Искусство Северного Причерноморья
- Искусство Древнего Закавказья
- Искусство Древнего Ирана
- Искусство Средней Азии
- Искусство Древней Индии
- Искусство Древнего Китая
- Том второй, книга первая. Искусство Средних веков. Общая литература
- Искусство Византии
- Искусство Армении и Грузии
- Искусство Южных Славян. Болгария.
- Искусство Сербии и Македонии
- Искусство Древней Руси
- Украинское искусство 14-17 веков
- Искусство Белоруссии 14-17 веков
- Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху переселения народов и образования «Варварских королевств»
- Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма. Общие работы.
- Искусство Франции
- Искусство Германии
- Искусство Австрии
- Искусство Нидерландов
- Искусство Англии
- Искусство Испании
- Искусство Португалии
- Искусство Италии
- Искусство Чехословакии
- Искусство Польши
- Искусство Венгрии
- Искусство Румынии
- Искусство Дании
- Искусство Норвегии
- Искусство Швеции
- Искусство Финляндии
- Искусство Эстонии
- Искусство Литвы
- Искусство Латвии
- Том второй, книга вторая. Искусство Ближнего и Среднего Востока. Общие работы.
- Искусство Арабских народов
- Искусство Турции
- Искусство Ирана
- Искусство Азербайджана
- Искусство Средней Азии
- Искусство Афганистана
- Искусство Индии
- Искусство Непала
- Искусство Юго-Восточной Азии. Общие работы
- Искусство Цейлона
- Искусство Индонезии
- Искусство Камбоджи
- Искусство Монголии
- Искусство Кореи
- Искусство Японии
- Искусство Древней Америки
- Искусство Тропической и Южной Африки
- Искусство Австралии и Океании