Искусство Полинезии и Микронезии.
Полинезийцы создали в Океании наиболее богатую и сложную культуру, связанную с начавшимся переходом от доклассового к ранним формам классового общества. В основе ее высокого материального уровня лежит заметный прогресс в разделении труда, в частности развитое ремесло. Ремесленники-тохунга — это специалисты по строительству лодок, домов, совершению обрядов, в резьбе по дереву или камню, в татуировке. Высокая квалификация мастерства отразилась в строительстве жилых домов, общественных зданий — так называемых клубов и амба-ров-патака у маори Новой Зеландии. Все эти здания представляют собой шедевры искусства, поражающие своим эстетическим совершенством. Пх носящие монументальный характер фасады и фронтоны, притолоки дверей и рамы окон, стены и потолки, столбы и стропила покрыты замечательным резным и рисованным орнаментом. В нем образ человека переплетается с излюбленным маори криволинейным узором из спиралей и завитков. Входы в дома охраняют полные свирепой экспрессии симметрично расположенные фигуры предков (илл. 383). Рядом с ними иногда изображаются манаиа — демоны с головой морской птицы — фрегата, напоминающие «людей-птиц» острова Пасхи. Культ этой птицы и ее роль в искусстве аолинезийцев понятны, если вспомнить, что она помогала им находить новые острова, когда они впервые осваивали пространства Тихого океана.
Непревзойденная техника резьбы развилась на базе еще дометаллических орудий и проникла во все сферы жизни. Так, сквозной резьбой украшались форштевни, горделиво возвышающиеся над носом и кормой маорииских ладей (илл. 382). Изысканная резьба покрывала деревянные ящики для хранения ценных перьев, палицы, топорища и многое другое.
Новозеландский зеленый камень — нефрит — послужил материалом не только для прочных клинков и палиц — мере, но и для резного нагрудного украшения —хеи тики — гротескной фигурки мифического предка. Изготовление такого украшения требовало месяцев упорного труда.
У светлокожих полинезийцев, особенно маори и жителей Маркизских островов, было очень развито искусство татуировки, которая не только украшала тело, но и говорила о происхождении, общественном положении и личных заслугах данного человека. Поэтому в скульптурных портретах умерших людей высокого ранга необходимая в культовых целях портретность условно достигалась точным воспроизведением татуировки лица.
Искусство центральной Полинезии, простирающейся от Тонга до Туамоту, подобно маорийскому, отмечено развитием резьбы по дереву. Тонкий и сложный геометрический орнамент (имеющий иногда значение образного или мнемонического письма) покрывает поверхность церемониальных весел и рукоятей священных топоров островов Кука, палиц и копии Самоа и Тонга.
Повсюду в Полинезии (кроме Новой Зеландии, где употреблялись плетеные гкаии) выделывалась и различными приемами покрывалась красочным геометрическим узором тана — материя из внутреннего слоя коры. Благородство рисунка и красок особенно отличало тапу и замечательные плащи и шлемы из алых, черных и золотистых птичьих перьев — парадную одежду людей высшего сословия Гавайских островов. Изготовление таких плащей было делом огромного труда.
Дальнейшее развитие религиозных систем с их многочисленным пантеоном богов породил большое количество стилизованных антропоморфных изображений из камня и дерева. Так, на Таити и Маркизских островах сохранились от прошлых времен каменные платформы, уставленные изображениями богов с массивными головами характерного стиля — с большими круглыми глазами, широкими крыльями носа, полуоткрытым ртом. Этот тип лица встречается и на больших каменных фигурах (тики) и на ручках плетеных вееров и других изделиях из резной кости.
Наибольшего развития монументальная скульптура достигла на острове Пасхи, и причем в формах, почти не имеющих аналогии в остальной Океании. Монументальная скульптура острова Пасхи (илл. 384), созданная несколько веков тому назад, высекалась из пористого камня в кратере потухшего вулкана Рано Рараку. Многотонные скульптуры па соответствующих приспособлениях волоком доставлялись на побережье. Эти каменные изваяния (моаи) воздвигались в память племенных вождей, выдающихся людей (причем некоторые изображали женщин). Их исполнение отличается своеобразным мастерством. Статуи ставились на каменных платформах (аху), а на головы им водружались цилиндры из красного туфа. Чертам их лиц, особенно твердо сжатым губам, придано выражение сдержанной силы. Глубоко сидящими глазами они напряженно вглядываются в расстилающийся перед ними океан. Островитянами создавались и небольшие деревянные статуэтки (из дерева торомиро). Они были нескольких видов: фигуры с выступающими ребрами и длинными ушами, может быть, изображения предков (моаи кавакава), плоские женские фигурки (моаи паапаа), «человек-птица», излюбленный герой местной мифологии (тангата ману) и другие.
Недавние открытия показали, что создание произведений искусства в духе старых традиций продолжалось до последних лет. Оно проявляется в изготовлении небольших скульптур двух типов, как деревянных, так и каменных; последние недавно обнаружены экспедицией Т. Хейердала в родовых пещерах-тайниках. Барельефы и петроглифы, изображающие преимущественно человека-птицу с головой фрегата, можно увидеть высеченными и на скалах острова.
Островитяне Пасхи создали письменность, в которой было несколько сот устоявшихся знаков. Пиктография (зарождение которой относится к глубокой древности, а развитие прослеживается на других островах Полинезии) здесь уже перерастала в более высокую форму иероглифического письма.
Пластику Микронезии по сравнению с полинезийской отличает значительно более сдержанная, менее эмоциональная манера. Трактовка тела, как правило, носит упрощенный, схематичный характер.
На встровах Полинезии сохранились так называемые циклопические постройки. К ним относятся храмовые сооружения из каменных глыб, например храм-пирамида Махаиатеа, руины храма на атолле Темое. Циклопические постройки Гавайских островов (их сооружение современное население приписывает древнему народу менехуне — первым насельникам островов) представляют собой близкие к сооружениям центральной Полинезии террасы с приподнятыми площадками, обрамленные каменными столбами, и храмы, огражденные стенами, сложенными из камня. На острове Тонгатабу (на архипелаге Тонга) из обработанных плит кораллового известняка была сооружена гробница в три яруса для верховных вождей.
Особенно много нерешенных вопросов науки связано со знаменитыми руинами города Наиматол — «Венеции Тихого океана», воздвигнутого в Микронезии на острове Понапе. Грандиозные постройки этого города, проникнутые духом простой и грубой монументальности, часто вырастающие прямо из воды, сложены из базальтовых глыб и свидетельствуют о высокой строительной технике и развитом общественном строе предков островитян Океании.
- От редакционной коллегии
- Искусство ближнего и среднего востока Введение в искусство Арабских народов
- Искусство ближнего и среднего востока Введение в искусство Арабских народов
- Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака.
- Искусство Египта
- Искусство Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании.
- Искусство Турции.
- Введение в искусство Среднего Востока
- Искусство Средней Азии. Иран.
- Искусство Азербайджана.
- Искусство Средней Азии.
- Искусство Афганистана.
- Искусство Индии и юго-восточной Aзии. Искусство Индии
- Архитектура и искусство 7-13 веков
- Архитектура и искусство 13-18 веков
- Искусство Непала
- Ведение в искусство Юго-Восточной Азии
- Искусство Цейлона.
- Искусство Индонезии.
- Искусство Бирмы
- Искусство Камбоджи.
- Искусство Вьетнама.
- Искусство Лаоса.
- Искусство Таиланда
- Искусство Китая, Монголии, Кореи и Японии. Искусство Китая
- Искусство 4 -6 веков н. Э.
- Искусство 7 - начала 13 веков н. Э.
- Искусство конца 13 и 14 века
- Искусство конца 14 -начала 17 века
- Искусство 17 - 19 веков
- Прикладное искусство 14 -начала 19 века
- Искусство Тибета.
- Искусство Синьцзяна.
- Искусство Монголии.
- Искусство Кореи.
- Искусство Японии.
- Искусство 6 - 12 веков.
- Искусство 13 - 16 веков.
- Искусство древней Америки, тропической и южной Африки, Австралии и Океании. Искусство древней Америки.
- Искусство народов Центральной Америки.
- Искусство народов Южной Америки.
- Искусство народов Тропической и Южной Африки.
- Искусство средневековой Африки.
- Народное искусство Африки 19 - 20 веков.
- Искусство Австралии и Океании.
- Искусство Австралии.
- Искусство Новой Гвинеи и Меланезии.
- Искусство Полинезии и Микронезии.
- Иллюстрации. Пояснения к иллюстрациям. Искусство Сирии, Палестины, Ирака
- Искусство Египта
- Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
- Искусство Турции
- Искусство Ирана
- Искусство Азербайджана.
- Искусство Средней Азии.
- Искусство Афганистана
- Искусство Индии
- Искусство Непала
- Искусство Цейлона
- Искусство Индонезии
- Искусство Бирмы
- Искусство Камбоджи
- Искусство Кореи
- Искусство Японии
- Искусство Древней Америки
- Искусство Тропической и Южной Африки.
- Искусство Австралии и Океании.
- Указатель. Список цветных таблиц.
- Иллюстрации в тексте.
- Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
- Искусство Турции
- Искусство Ирана
- Искусство Азербайджана.
- Искусство Средней Азии.
- Искусство Афганистана
- Искусство Индии
- Искусство Камбоджи
- Искусство Кореи
- Искусство Японии
- Искусство Древней Америки
- Искусство Тропической и Южной Африки.
- Искусство Австралии и Океании.
- Иллюстрации на таблицах
- Искусство Египта
- Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
- Искусство Турции
- Искусство Ирана
- Искусство Азербайджана.
- Искусство Средней Азии.
- Искусство Афганистана
- Искусство Индии
- Искусство Камбоджи
- Искусство Кореи
- Искусство Японии
- Искусство Древней Америки
- Искусство Тропической и Южной Африки.
- Искусство Австралии и Океании.
- Библиография.
- Общие работы
- Том первый: Иcскусство древнего мира Первобытное искусство
- Искусство Древнего Востока. Общие работы.
- Искусство Передней Азии
- Искусство Древнего Египта
- Эгейское искусство
- Искусство Древней Греции
- Эллинистическое искусство
- Искусство Древнего Рима
- Искусство Северного Причерноморья
- Искусство Древнего Закавказья
- Искусство Древнего Ирана
- Искусство Средней Азии
- Искусство Древней Индии
- Искусство Древнего Китая
- Том второй, книга первая. Искусство Средних веков. Общая литература
- Искусство Византии
- Искусство Армении и Грузии
- Искусство Южных Славян. Болгария.
- Искусство Сербии и Македонии
- Искусство Древней Руси
- Украинское искусство 14-17 веков
- Искусство Белоруссии 14-17 веков
- Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху переселения народов и образования «Варварских королевств»
- Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма. Общие работы.
- Искусство Франции
- Искусство Германии
- Искусство Австрии
- Искусство Нидерландов
- Искусство Англии
- Искусство Испании
- Искусство Португалии
- Искусство Италии
- Искусство Чехословакии
- Искусство Польши
- Искусство Венгрии
- Искусство Румынии
- Искусство Дании
- Искусство Норвегии
- Искусство Швеции
- Искусство Финляндии
- Искусство Эстонии
- Искусство Литвы
- Искусство Латвии
- Том второй, книга вторая. Искусство Ближнего и Среднего Востока. Общие работы.
- Искусство Арабских народов
- Искусство Турции
- Искусство Ирана
- Искусство Азербайджана
- Искусство Средней Азии
- Искусство Афганистана
- Искусство Индии
- Искусство Непала
- Искусство Юго-Восточной Азии. Общие работы
- Искусство Цейлона
- Искусство Индонезии
- Искусство Камбоджи
- Искусство Монголии
- Искусство Кореи
- Искусство Японии
- Искусство Древней Америки
- Искусство Тропической и Южной Африки
- Искусство Австралии и Океании