Формы работы с детской аудиторией в муниципальных музеях города Екатеринбурга
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
1) Форма работы музея с детской аудиторией:
Региональный Центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества
2) Полный список реализуемых образовательных программ и проектов:
1. Многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» («Входим в мир прекрасного» (для дошкольников); «Учись смотреть и видеть» (1 класс); «Введение в музей» (2 класс); «Введение в изобразительное, народное и искусство и архитектуру» (3 класс).
2. Благотворительный проект «Искусство против рака» (для онкобольных детей)
3. Цикл занятий «Вокруг света с музеем!»
4. Цикл занятий «В стране Изобразилии»
5. Курс музейных занятий «Твой взгляд на мир»
6. Курс музейных занятий «Мир глазами художника»
3) Цель и задачи реализации образовательных программ для детей:
Цели:
- формирование у посетителей Центра (детей и их родителей) позитивного отношения к ценностям мировой художественной культуры;
- расширение и углубление знаний посетителей об истории русского и зарубежного искусства, коллекциям ЕМИИ, Русского музея и художественных музеев России на основе свободного доступа к коллекциям и электронно-цифровым материалам ЕМИИ, ИОЦ «Виртуальный филиал Русского музея» и других музеев;
- создание детского образовательного пространства и обеспечение культурного досуга в музее.
2. Задачи:
- формирование и развитие художественного восприятия и творческой сферы личности ребенка;
- знакомство с художественной культурой и историей изобразительного искусства России и региона;
- обеспечение свободного доступа посетителя к электронно-цифровым материалам ЕМИИ и ГРМ в информационно-образовательной зоне;
- обеспечение экскурсионного и лекционного обслуживания, а также различных форм культурно-образовательной деятельности детей с использованием ресурсов информационно-образовательной зоны и мультимедийного кинотеатра
- развитие новых форм культурно-образовательной деятельности и досуга на основе музейных коллекций
- создание и использование инновационных технологий для творческого развития личности ребенка
- сотрудничество с системой образования региона в деле духовно-нравственного и эстетического развития и воспитания личности гражданина России.
4) Особенности реализуемых в музее образовательных программ:
Центр проводит интерактивные занятия с детьми по разработанным темам и музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей» на экспозициях музея с использованием мультимедийных технологий, включением творческих заданий и викторин. Осуществляет выездные занятия «Мобильный музей» в образовательные учреждения.
5) Возраст детей, на которых рассчитаны образовательные программы музея:
ранняя дошкольная, младшая дошкольная, средняя дошкольная, старшая дошкольная, младшая школьная, средняя школьная, старшая школьная группы и студенты
6) Формы проведения занятий (используемые методики):
использование интерактивных музейных и компьютерных технологий, проектной методики. Мероприятия проводятся по принципу квест-игры, мастер-класса, творческих занятий, направленных на раскрытие эстетического восприятия и понимания изобразительного искусства, лекций, уроков-экскурсий.
7) План (перспективы) развития данного направления деятельности музея до 2020 года
2012 год:
- разработка музейно-педагогических проектов, программ, учебных курсов и методических материалов на основе коллекции ЕМИИ, ГРМ и др. музеев;
- научно-методическое сотрудничество и практическое сотрудничество с ГРМ, Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея и ИОЦ «Русский музей: Виртуальный филиал»;
- адаптация музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей Ресурсного музейного центра творческого развития детей и подростков к условиям социокультурной специфики нашего региона и возможностям ЕМИИ и образовательных учреждений города Екатеринбурга;
- участие в реализации программы «Музей. Музыка. Дети» (Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея совместно с Президентским центром Б.Н. Ельцина и Союзом музеев России);
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея;
- проведение мастер-классов с участием художников и мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- создание и формирование коллекции детского творчества;
- проведение в помещение Центра выставок детского творчества;
- разработка и введение собственных арт-терапевтических программ: 1 этап – реализация арт-терапевтических программ «В стране Изобразилии», «Вокруг света с музеем» в Областном детском онкологическом центре в рамках проекта «Искусство против рака»;
- создание и организация творческих клубов: Студия художественно-творческого развития детей «Маленький творец», Изостудия «Мир искусства», Студия масштабного моделирования
2013 год:
- обучение и участие в реализации арт-терапевтической программе «Шаг на встречу» (ГРМ, Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея);
- разработка и проведение творческих конкурсов и фестивалей для воспитанников детских домов и детей-инвалидов
2014 год: создание и организация семейного клуба
2016 год: создание клуба любителей искусства
2019 год: создание клуба юного музееведа
Музей истории Екатеринбурга
1) Форма работы музея с детской аудиторией:
Детский музейный центр (детская выставочная площадка, учебно-творческая территория)
2) Полный список реализуемых образовательных программ и проектов:
«Я живу в Екатеринбурге», «Город раскрывает свои тайны», «Знакомьтесь – Музей!», «Занимательная топонимика», «Сороковые, роковые…», «Школа разведчика», «Горький шоколад войны». На базе Детского центра работает Школа практического краеведения и программа семейного абонемента.
3) Цель и задачи реализации образовательных программ для детей:
Цель – формирование у детей исторической и культурной городской идентичности.
Задачи:
- познакомить с музейными коллекциями;
- формировать интерес к культурно-исторической среде города;
- помочь в освоении и осмыслении городской истории и культуры;
- формировать через знакомство с городской культурой уважение к другим культурам;
- создать мотивацию к активному и постоянному обращению к музейному пространству города;
- развивать навыки творческого отношения к городской среде
4) Особенности реализуемых в музее образовательных программ;
Музейно-педагогическая деятельность осуществляется на обязательном использовании памятников материального и духовного культурно-исторического наследия. Памятники могут выступать как в форме копий, реконструкций и подлинников. Вся работа с аудиторией направлена на то, чтобы позволить ребенку почувствовать себя человеком «с корнями», ощутить себя «историческим» человеком, а не потерянным в этом мире индивидом. Один из широко применяющихся методов – это ролевые игры разной степени включенности детей в действие, проектная деятельность и творческие акции
5) Возраст детей, на которых рассчитаны образовательные программы музея:
от 5 лет и старше
6) Формы проведения занятий (используемые методики):
Экскурсии. Лекции. Интерактивные занятия, мастер-классы, детские праздники, танцевальные вечера, тематические праздники. Широко применяются интерактивные формы: игра, ролевое проживание темы, творческие задания, театрализация. Встречи с интересными людьми, мастер-классы и др.
7) План (перспективы) развития данного направления деятельности музея до 2020 года:
2012 год:
- проведение в выставочном зале детского центра трех выставок (исторические, выставки детского творчества)
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея
- разработка и аккредитация новых пешеходных и автобусных маршрутов по городу: «Кузнецов: спецагент»
- организация работы театральной студии (театра исторической миниатюры)
- развитие сотрудничества с Детскими художественными школами, школами искусств
2013 год:
- проведение в выставочном зале детского центра 2-3 выставок (исторические, выставки детского творчества)
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея
- организация работы Исторического клуба. Предполагается, что клуб объединит школьников, не только интересующихся историей города, но и активно ее изучающих. Клуб создается на базе существующего Клуба знатоков города, но меняется формат: из лекционного в дискуссионный. Кроме того, предполагается, что дискуссии будут иметь практическое воплощение: написание статей, проектов
- развитие сотрудничества с образовательными учреждениями города по направлениям: дошкольное, школьное, учреждения доп. Образования, школьные музеи
2014 год:
- проведение в выставочном зале детского центра 2-3 выставок (исторические, выставки детского творчества);
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея;
- разработка и аккредитация новых пешеходных и автобусных маршрутов по городу: «Каменные палатки (от древности ко дню сегодняшнему)» – прогулка по парку Каменные палатки и к озеру Шарташ;
- развитие сотрудничества с Детскими центрами, экскурсионными отделами других музеев
2015 год:
- проведение в выставочном зале детского центра 2-3 выставок (исторические, выставки детского творчества);
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея;
- запуск программы «Музей и Я» - программа музейного ликбеза для всех желающих, которая расскажет: что такое музей, зачем он нужен, что скрывается от глаз посетителей и много др. интересных фактов из музейного «закулисья»;
- развитие форм работы с использованием инновационных средств (мультимедиа, tough – технологии)
2016 год:
- проведение в выставочном зале детского центра 2-3 выставок (исторические, выставки детского творчества);
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея;
- разработка и аккредитация новых пешеходных и автобусных маршрутов по городу: «От ВИЗа до НИЗа течет Исеть по городу» пешеходный маршрут по набережной реки Исеть
2017 год:
- проведение в выставочном зале детского центра 2-3 выставок (исторические, выставки детского творчества);
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея;
- разработка и аккредитация новых пешеходных и автобусных маршрутов по городу: «Уральская фантастика»
2018 год:
- проведение в выставочном зале детского центра 2-3 выставок (исторические, выставки детского творчества)
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея
- организация работы Семейного клуба, который должен объединить детей и родителей на базе интереса к городу, музею и городской истории
2019 год:
- проведение в выставочном зале детского центра 2-3 выставок (исторические, выставки детского творчества);
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея;
- разработка и аккредитация новых пешеходных и автобусных маршрутов по городу: «Екатеринбург торговый» (экскурсия будет строиться вокруг Площади 1905 года, Гостиного и Мытного дворов)
2020 год:
- проведение в выставочном зале детского центра 2-3 выставок (исторические, выставки детского творчества);
- разработка культурно-образовательных программ, согласно выставочному плану музея;
- организация работы детского туристического центра (пешеходные экскурсии, краеведение, городская археология)
Объединенный музей писателей Урала
Форма работы музея с детской аудиторией:
реализация отдельных образовательных программ
Полный список реализуемых образовательных программ и проектов:
- лекторий «Великий и могучий»
- музейный кукольный театр «Буратино»
- музейный абонемент «Похвала книге»
- программа выходного дня «С Бажовым по Уралу»
- беседы, уроки, мастер-классы
- мультидисциплинарная образовательная программа «Школьная планета»
- развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Призма»
Цель и задачи реализации образовательных программ для детей
Цель – позиционировать музей писателей Урала как центр дополнительного образования детей и подростков, формирующего представления о мире литературы и русского языка.
Задачи:
- личностное развитие детей через познавательную, коммуникативную, игровую деятельность;
- выход на уровень со-участия, со-творения детской аудитории и музея;
- развитие интереса к печатному слову и писательской деятельности
Особенности реализуемых в музее образовательных программ:
Программы разработаны на основе постоянно действующих экспозиций. Они предполагают знакомство с коллекциями, охватывают широкий круг проблем материальной и духовной культуры, а также углубленное изучение региональной литературы
Возраст детей, на которых рассчитаны образовательные программы музея:
от 2 до 17 лет
Формы проведения занятий (используемые методики):
экскурсии, лекции, праздники, беседы, уроки, мастер-классы
План (перспективы) развития данного направления деятельности музея до 2020 года:
выделение специального помещения для занятий по детским программам разных музеев
Муниципальный музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави»
Форма работы музея с детской аудиторией:
реализация отдельных образовательных программ
Полный список реализуемых образовательных программ и проектов:
конкурс творческих работ молодежи «Герои моей Родины».
конкурс творческих работ школьников «Терроризму – наш пояс безопасности»
Цель и задачи реализации образовательных программ для детей:
Цель – развитие патриотического воспитания детей и молодежи города Екатеринбурга
Задачи:
- формирование уважения к военной истории страны и участию горожан в войнах и конфликтах;
- сохранение памяти о жителях города, погибших в ходе военных действий;
- воспитание толерантности
Особенности реализуемых в музее образовательных программ: вовлечение детей в возрасте 12 лет и старше в научно-исследовательскую деятельность по военной истории Отечества
Возраст детей, на которых рассчитаны образовательные программы музея: с 12 до 17 лет
Формы проведения занятий (используемые методики): конкурсы, круглые столы, деловые игры, публичное подведение итогов
План (перспективы) развития данного направления деятельности музея до 2020 года:
- совершенствование форм и методов работы с аудиторией;
- расширение круга участников
Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»
Форма работы музея с детской аудиторией:
реализация образовательных программ
Полный список реализуемых образовательных программ и проектов:
- Мастер-классы по традиционной текстильной игровой кукле, самоцветной живописи, «Знакомство с живописью»
- Циклы выездных мастер – классов «Посиделки у мастеров» по художественным ремеслам и народным праздникам
- Цикл музейных праздников «Круглый год» по народному и светскому календарю
- Игра-путешествие «Лето в «Гамаюне» для групп детей во время летней оздоровительной кампании
- Интерактивные блоки для самостоятельной работы детей в экспозиции музея
Цель и задачи реализации образовательных программ для детей:
Цель - способствовать реализации потребностей ребенка в творческом познании и самореализации
Задачи:
- создание условий для знакомства детей с ремесленными и игровыми традициями народов Урала, сопровождавшими их обрядами;
- развитие эвристических способностей детей;
- раскрытие символического языка народного искусства;
- вовлечение детей в постоянный контакт с музеем как местом для творчества и познавательной игры;
- патриотическое воспитание юных посетителей музея.
Особенности реализуемых в музее образовательных программ:
- все мастер-классы проводятся практикующими мастерами народных художественных ремесел, технологические особенности ремесла передаются «из рук в руки», ребенком выполняется законченное изделие, мастер знакомит с традиционными особенностями данного ремесла на Урале и в экспозиции музея;
- все музейные праздники проводятся по собственным оригинальным постоянно обновляемым сценариям в экспозиции музея на конкретных музейных предметах. Авторами и исполнителями являются сотрудники музея;
- все игровые блоки разрабатываются и выполняются сотрудниками музея, постоянно обновляются в зависимости от новых методических и исследовательско-проектных разработок, проводимых выставок и экспозиций;
Возраст детей, на которых рассчитаны образовательные программы музея:
от 5 до 17 лет
Формы проведения занятий (используемые методики):
- мастер-класс
- театрализованная экскурсия
- экскурсия с творческим заданием
- игра-квест
- музейное занятие
- интерактивные творческие блоки для самостоятельной работы
- представление с элементами театрализации на основе традиционных народных праздников и игр
План (перспективы) развития данного направления деятельности музея до 2020 года:
- разработка и введение новых театрализованных музейных праздников и новых видов мастер-классов, заменяемых интерактивных блоков в экспозициях и на выставках;
- задания на раскрытие эвристических способностей;
- музейный класс;
- праздники в музее для детей от 3 до 7 лет;
- ознакомительные экскурсии по старому городу и творческому отражению в нем работы уникальных народных мастеров и художников
Приложение № 7
к стратегическому проекту
«Музейный комплекс
«Екатеринбург»
- «Музейный комплекс «Екатеринбург»
- 1. Паспорт стратегического проекта
- 1.1. Основания для разработки и внесения изменений
- 1.2. Инициаторы постановки проблемы
- 1.3. Координаторы проекта
- 1.4. Ответственный за контроль и реализацию проекта
- 1.5. Разработчики проекта
- 1.6. Общие затраты и источники финансирования проекта
- 1.7. Анализ сферы реализации проекта и характеристика проблемы
- 2. Сущность и окружение проекта
- 2.1. Проблема
- 2.2. Цель проекта
- 2.3. Задачи проекта
- 2.4. Целевые группы
- 3. Возможные способы достижения цели, партнеры (подрядчики) и технология проекта
- 3.1. Возможные способы достижения цели проекта
- 3.2. Технология реализации проекта
- Формы и механизмы сопровождения проекта
- 3.3. Потенциальные партнеры и подрядчики
- 4. Показатели эффективности проекта
- 5. План финансирования мероприятий проекта
- 5.1. Источники финансирования
- 5.2. План финансирования задач и мероприятий проекта
- Глоссарий и список сокращений
- Список музеев, расположенных на территории мо «город Екатеринбург» (на 01.01.2012 года)
- Информация о муниципальных музеях города Екатеринбурга (2006 – 2010)
- Информация о государственных музеях, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (2006 – 2010)
- Информация о музеях крупных городов Российской Федерации
- Формы работы с детской аудиторией в муниципальных музеях города Екатеринбурга
- Список аттестованных и подготовленных к аттестации туристических маршрутов и программ на базе муниципальных музеев города Екатеринбурга до 2020 года
- Концепция создания межмузейного фондохранилища (депозитария) «Центра по обеспечению деятельности музейного комплекса «Екатеринбург»
- Направления развития муниципальных музеев города Екатеринбурга до 2020 года
- План обновления существующих и создания новых экспозиций в муниципальных музеях на 2012 – 2014 годы
- План научно-исследовательской деятельности муниципальных музеев города Екатеринбурга до 2020 года
- 2012 – 2015 Годы:
- 2015 – 2017 Годы:
- 2012 – 2015 Годы:
- 2012 – 2016 Годы:
- 2012 – 2020 Годы:
- 2011 – 2014 Годы:
- 2011 – 2015 Годы:
- Концепция развития Камерного литературно-музыкального зала («Камерного театра») мбук «Объединенный музей писателей Урала»
- Общегородские межмузейные проекты
- «Клуб друзей музея» (деятельность муниципальных музеев города Екатеринбурга по поддержке любительских объединений)
- Система социологических исследований музейной сферы Екатеринбурга
- Система мероприятий по продвижению услуг муниципальных музеев города Екатеринбурга до 2020 года
- Концептуальные положения создания Уральского политехнического музея (Музея науки, техники и истории промышленности Урала) в городе Екатеринбурге
- Концепция создания Музея архитектуры конструктивизма «под открытым небом» в Екатеринбурге
- III. Целевые тематические экскурсии:
- IV. Мультимедийные:
- Бажовский культурный центр «Малахитовая шкатулка»
- Список музеев, расположенных на территории «Большого Екатеринбурга»
- Аннотации к аккредитованным туристическим маршрутам и программам на базе муниципальных музеев города Екатеринбурга до 2020 года
- График капитальных ремонтов и реконструкции помещений муниципальных музеев города Екатеринбурга до 2020 года
- Состав группы разработчиков стратегического проекта «Музейный комплекс «Екатеринбург» (2005 – 2010)